Вверх
Комментарии

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ С УЧЕНИКАМИ В ЯПОНИИ И В,,,,СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Елена
08.02.2019

Знаменитая поговорка «С корабля на бал» оказалась актуальной для ректора Академии русского балета Николая Цискаридзе, который после окончания гастролей в Японии на следующий день 5 февраля  сидел в президиуме и выступил с эмоциональной речью в  Совете Федерации, где глава СФ Валентина Матвиенко проводила встречу с руководителями детских театров. Но обо всем по порядку.

В начале января на официальном сайте Академии русского балета появилось следующее сообщение:

«На следующей неделе начинаются гастроли Академии в Японии. С 17 января по 3 февраля наши студенты и воспитанники дадут 12 представлений в десятке префектур страны. Они будут показывать балет «Щелкунчик», Grand Pas из балета «Пахита» и сюиту из балета «Фея кукол».

 

Расписание:

 

17.01 – сюита из балета «Фея кукол», Grand Pas из балета«Пахита» (Bunkamura Orchard Hall / Токио, 19.00)

18.01 – «Щелкунчик» (Bunkamura Orchard Hall / Токио, 18.30)

19.01 – «Щелкунчик» (Bunkamura Orchard Hall / Токио, 14.00)

20.01 – «Щелкунчик» (Utsunomiya City Cultural Center / префектура Точиги, 16.00)

22.01 – «Щелкунчик» (ACROS Fukuoka / префектура Фукуока, 18.30)

26.01 – «Щелкунчик» (Hyogo Prefectural art Cultural Center / префектура Хёго, 15.00)

27.01 – сюита из балета «Фея кукол», Grand Pas из балета«Пахита» (Harmony Hall Fukui / префектура Фукуи, 16.00)

28.01 – Grand Pas из балета«Пахита», 3 акт балета «Щелкунчик» (May Theater — Suita City Culture Hall / Осака, 19.00)

29.01 – «Щелкунчик» (Kariya City Iris Great Hall/ префектура Аичи, 18.30)

01.02 – «Щелкунчик» (Civic Center / префектура Ивате, 18.30)

02.02 – «Щелкунчик» (Sendai Bank Hall Izumiti / префектура Мияги, 17.00)

03.02 – «Щелкунчик» (Maebashi Cultural Hall / префектура Гунма, 16.00)

Это вторые гастроли Николая Цискаридзе и Академии русского балета в стране восходящего солнца. Первые состоялись в 2016 году. Организовать гастроли балетной академии не так то просто. Московская академия хореографии, выпускником которой является Николай Максимович, уже двадцать лет никуда не выезжала. Гастроли в Японии, а до того в Австрии и Италии – результат организаторских способностей нового ректора.

Телевидение и СМИ не обошли вниманием начало этих гастролей, но хотелось бы больше информации от главных телеканалов. Фигурное катание вышло из «подполья» и соревнования фигуристов активно транслируются на Первом канале и его сайте. Хотелось бы такого же внимания и к балету на Первом канале. В Японии настоящими звездами, чьими портретами украшены станции метро метров  Токио, являются российские фигуристки Алина Загитов аи Евгения Медведва. Мечтаю о том, что придет день и портреты выпускниц Академии русского балета тоже украсят станции метро. Это – один из признаков «звездности». Узнаваемость.

А пока пришлось путешествовать по Японии вместе с Академией благодаря великолепному фотоальбому, регулярно пополняемому в группе в контакте Академии русского балета. Спасибо ученикам, которые вели вдумчивый фоторепортаж. На фото запечатлены не только поклоны, закулисье во время спектакля, но и японские достопримечательности.

Главным «блюдом» гастролей был «Щелкунчик». В этом сезоне прославленный балет Петра Ильича Чайковского Академия показала на сцене Мариинского театра и в Японии рекордное количество раз – тринадцать с половиной ! Почему с половиной? Потому что поле тринадцати спектаклей был показан последний третий акт в дивертисменте вместе с «Феей кукол» и «Пахитой».

Эти сухие цифры – тоже показатель успешности работы ректора и академии. Всмотритесь в график гастролей – каждый день спектакли, перерывы короткие день- два. И ни одного срыва, ни одной отмены, все представления начинались вовремя и на высочайшем уровне. В этом — заслуга всего коллектива, и педагогов и учеников и ректора.

Было очень радостно следить за участницей «Синей птицы» Верой Шпаковской, танцующей маленькую Машу в спектакле. «Большую» Машу блестяще станцевали Анастасия Смирнова и Александра Хитеева. Сужу по отрывкам в инстаграме. Щелкунчика –принца представил Михаил Баркиджа и Марко Юусела.

На фотографии Александра Хитеева и Марко Юусела после спектакля «Щелкунчик» в Токио 18 января 2019 года.

Фотолетопись показывает как ученики проводили время помимо спектакля. Вот Евгения Савкина держится за лапу знаменитого Хатико – верного друга  в Токио. По местному поверью это приносит удачу.

Фото Евгении Савкиной.

А вот фото «Атомного дома» в Хиросиме и посещение Парка мира. Автор — Евгения Савкина.

 

 Ну и мог ли Цискаридзе не посетить самое любимое с детства место в Токио – Диснейленд? Он сам так рассказал о визите в своем выступлении в Совете Федерации. Потому, что это очень важно – на чем и на каких примерах ребенок воспитывается.

«На сегодняшний день токийский «Диснейленд» существует 38 лет, я его посещаю последние 28 лет…Но что самое интересное, многие дети, которые были на гастролях, не хотели идти, потому что бывали в Париже, многие бывали в других странах в «Диснейлендах», говорили : «Ну что мы там будем смотреть, все неинтересно». И просто зная, как это сделано в Японии, я их агитировал и они пошли. Вывести их было невозможно».

К обстоятельному разговору в Совете Федерации о детских театрах Цискаридзе готовился пять с половиной лет – столько он находится на посту ректора старейшего в  России учебного заведения Академии русского балета. В многочисленных интервью он рассказал, как пытается понять своих учеников, с которыми его разделят двадцать пять лет. И для этого, для понимания того, что их волнует и что они читают, проштудировал от корки до корки всего Гарри Поттера , «Властелина колец» и «Игры престолов». Теперь разговаривают на равных. Но в ответ ректор требует и знание русской литературы, оперы и балета. Сам читает школьные сочинения на соответствующую тему.

Если не дай бог, ученик не сдал литературу или историю балета, то в следующий раз экзамен у него принимает ректор в своем кабинете. Ученики поняли, что лучше прочитать «Евгения Онегина», чем потом час обсуждать в ректорском кабинете письмо Татьяны.

Но те дети, которые выросли на экранизациях «Игр престолов» и «Гарри Поттера», требуют и от русской классики соответствующего высокого уровня постановки. А вот здесь не все гладко.

Николай Максимович с горечью констатировал чудовищное состояние спектаклей, на которых росли целые поколения детей: «Я приведу пример, для меня очень горький. 27 декабря 2018 года по приглашению Владимира Владимировича Путина многие губернаторы, правительство и видные деятели нашей страны были в Большом театре на балете «Щелкунчик», который я исполнял в течение 21 года».  Самый знаменитый Щелкунчик  Большого театра сетовал на отсутствие необходимых декораций, отсутствие снега и признался, как у него болит сердце от такого убогого  зрелища. После похода в театр дома пришлось пересматривать запись премьеры спектакля с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в 1966 году. Итог этого перепросмотра шедевра Григоровича: « Я понимаю, что средств не хватает, но когда в театре, у которого бюджет четыре с половиной миллиарда рублей, лишают спектакль самого волшебства, а  я знаю точно, какое количество декораций должно быть, это очень плохо, потому что мы так никогда не привлечем детей».

И действительно, если в главном театре страны вместо оригинала идет халтура, то в конце концов зарубежные режиссеры убедят детей, что Щелкунчик был очень дружен с мышами и никогда с ними не воевал. Это разобранный ранее на этом сайте американский фильм «Щелкунчик и четыре королевства», в котором все поставлено с ног на голову, но спецэффекты шикарные. И что этому противопоставить? «Щелкунчик» Большого театра с половиной отсутствующих декораций?

Большой театр уже ответил на эмоциональную речь Цискаридзе: «Постановщик спектакля Юрий Григорович не высказал претензий». А вот я вспоминаю многочисленные  интервью Григоровича нулевых годов, когда он вернулся в Большой театр и не узнал собственных творений. С горечью он уже тогда признавался в неподобающем отношении руководства театра  к артистам балета и балетмейстерам как к «шутам или скоморохам». Исчезло уважительное отношение к труду артистов балета и постановщика.

Вспоминается еще один эпизод из его рассказов. Юрий Николаевич в начале сезона репетировал в зале, где часы не работали. Время остановилось, и стрелка упорно не хотела двигаться дальше и показывать правильные часы и минуты. Многочисленные обращения Григоровича не исправили ситуацию с остановившимися часами. И вдруг они пошли! На удивленный вопрос хореографа : «Что случилось» ответ был: «Цискаридзе вернулся из отпуска».

Выступление Николая Цискаридзе в Совете Федерации вызвало бурный отклик в интернете. Распечатанный в твиттере текст набрал почти сто тысяч (!) просмотров и десятки комментариев.

Мысли Цискаридзе оказались созвучны мнению людей! Приведу только несколько примеров. Алексей: «Николай, ну какой же Вы молодец, все это сказать, так переживаете за наше искусство! Здоровья и неувядающих замыслов.

Мария Гардер: «Все сказано так хорошо и правильно!

Любовь Сахарчук: «Умнейший и болеющий за культуру страны, а это значит и за ее будущее, человек! Благодарю его родителей за этого Великого артиста и гражданина!

Aru Nam: «Я за это очень переживаю вот та самая жизненная позиция, на которой держится все хорошее и стоящее».

Не менее восторженно приветствуется выступение ректора Академии русского балета на форумах неофициального сайта Цискаридзе и «Поклонники Цискаридзе – мастеру», а  также в группе в контакте Академии русского балета. Предлагается даже более резко высказываться о тех, кто позволяет себе глумиться над русской культурой и классическими текстами. Пользователи интернета призывают называть вещи своими именами. Вот в обсуждении выступления в Совете Федерации нашла как пример этого глумления мюзикл по легендарной поветси Алекснадра Грина «Алые паруса». Сомневалась, писать ли об этом в этой статье, но поянла, что все к месту и по делу в этой дискуссии о детском театре.

В Петербурге, губернатором которого много лет была Валентина Матвиенко, и где располагется Академия русского балета, существует великолепный обычай провожать выпускников школ во взрослую жизнь уникальной феерией «Алые паруса» на реке Неве. Зрителями этого фантастического по красоте зрелища в прошлом году вместе с выпускниками, в том числе и Академии русского балета, стали зарубежные гости чемпионата мира по футболу. Нужно было видеть их восторг! Нужно было видеть как мгновенно фотографии корабля под алыми парусами разлетелись по всем континентам планеты Земля в твиттре, инстграме и фейсбуке! Весь мир увидел празднование окончания школы и вступления в новую жизнь под чудесную музыку, с фейерверком и этим сказочным кораблем под алыми парусами.

И вероятно, иностранцы заинтересовались, что значит этот корабль? В дни моей юности этот корабль значил осуществление мечты о счастье через преодоление неверия и невзгод. Во всяком случае, так поняли Александра Грина создатели фильма с Василием Лановым м Анастасией Вертинской, так поняли создатели балета, музыку к которому написал замечательный композитор Владимир  Юровский, отец двух современных дирижеров с мировыми именами братьев Юровских.

Ассоль — Ольга Лепешинская

Балет «Алые паруса» был поставлен ан сцене Большого театра во время Великой отечественной войны 30 декабря 1942 году в эвакуации в Куйбышеве. Он был высоко оценен великим композитором Дмитрием Шостаковичем. Исполнительница главной героини выдающаяся балерина Ольга Лепешинская создала концертную фронтовую бригаду, с которой регулярно выезжала с выступлениями перед бойцами. Особой популярностью пользовалась ее Ассоль. Мечта о возвышенной любви и в страшные годы войны помогает жить и побеждать.

И что характерно — сначала тема Ассоль и Грея и Алых парусов воплощается в балете на главной сцене страны в исполнении лучших балерин и танцовщиков, а уже от них эстафету перехватывает кино и снимается фильм, который имеет по тем временам оглушительный успех и дает путевку в жизнь одной из красивейших и интереснейших советских актрис Анастасии Вертинской.

И смею предположить, что и композитор Максим Дунаевский писал свой мюзикл об этом же. Но режиссер, не буду здесь называть фамилию, понял все иначе! Безупречный рыцарь, мечта всех девушек, капитан Грей становится ….хозяином этакого плавучего элитного  борделя на корабле! Вот какой герой и какой корабль направляется к Ассоль! За такое глумление над русской культурой и ее классическими образами надо наказывать. А композитору Максиму Дунаевскому надо бы поставить вопрос о своих авторских правах. Если для некоторых режиссеров мечта – это плавучий элитный бордель, то пусть используют другую музыку и сюжет. А то не ровен час иностранцы так и поймут – символом мечты для российских детей является бордель. А это преступление, это кощунство и такое нельзя оставлять безнаказанным.

Цискаридзе в речи не упоминал «Алые паруса», но все, что он говорил, полностью соответствует вышенаписанному тексту. Нельзя лишать людей сказки, возвышенных, романтических чувств в искусстве!

Николай Максимович привел другой пример. Тоже из репертуара Большого театра. Пера Римского-Корсакова «Снегурочка». Не может шедевр великого русского композитора идти в черном кабинете а главная героиня выступать в трусах вне зависимости от того, есть у нее модельная внешность или нет. В детском спектакле это недопустимо!

Как следствие подобных извращений идет увлечение подрастающим поколением Гарри Поттерами и хоббитами «потому что за эти года ничего не создано равноценного по качеству, чтобы их (детей- Е.) заинтересовало. Я докладывал это министру образования на одном из совещаний..мне очень обидно, что молодежь не знает, например, «Аленький цветочек», но знает «Красавицу и чудовище».

А почему тянет детей к Гарри Поттеру? Потому что там речь идет о высоких чувствах – дружбе, верности, любви и борьбе со злом. А не о «элитных плавучих борделях» или Снегурочках в  трусах. Вот где разница. Правильность нравственных ориентиров. И это было выдержано в «Щелкунчиках», которые с восторгом принимала публика в Японии. У ректора Цискаридзе слово никогда не расходятся с делом.

И вместе с участниками дискуссий пожелаем ему здоровья и успехов, особенно в новом замысле балета о «Петре Великом».

 

Обсуждение статьи

4 комментария
зоя
08.02.2019 в 6:32 пп

Уважаемая Елена! Как всегда с интересом прочитала Вашу статью. И меня совершенно убил Ваш рассказ о мюзикле «Алые паруса». Я не являюсь поклонницей Грина-писателя, но он создал прекрасные романтические символы, ставшие частью нашего самосознания, нашего культурного кода. Невозможно человеку, выросшему в русской культуре, так пачкать словосочетания «бегущая по волнам» или «алые паруса». Я не интересуюсь мюзиклом, ничего не слышала ни об одном из них. Но бордель на борту с алыми парусами – просто не могу поверить, не ошибка ли это, неужели это так?

Ответить
admin
13.02.2019 в 11:03 дп

Дорогая Зоя! Меня тоже мюзикл «Алые паруса «убил настолько, что я посвятила истории постановок и экранизаций повети Грина специальную статью.

Ответить
Ирина
19.02.2019 в 11:06 дп

Боже мой, это так изуродовал ГАБТ «Алые паруса»?! просто нет приличных слов! но ведь в этом цирке(спектаклем это назвать невозможно) кто-то участвует, какие-то артисты, наверное, не последние! и главное, что на ЭТО покупают билеты и водят своих детей!

Ответить
Елена
22.02.2019 в 2:40 пп

Ирина, это, слава богу, не Большой театр так изуродовал «Алые паруса». В таком виде идет мюзикл Максима Дунаевского в театре Мюзикла и Молодежном театре. В контакте дала ссылку на еще одну мою статью, специально посвященную «Алым парусам»:

Ответить

Добавить комментарий для зоя Отменить ответ

*
*

Cледующая статья