Вверх
Комментарии

Парижская базилика Сакре-Кер — Святейшее сердце Иисуса

Елена
27.03.2020

В юности из романов Фредерика Стендаля узнала имя Марии-Маргариты Алакок. Любимые героини французского писателя — госпоже Реналь и Матильда де ла Моль из «Красного и черного», госпожа де Шастеле из «Красного и белого» — воспитывались в монастыре Святейшего Сердца Иисуса. Тогда же в фильме «Повторный брак» заметила странны символ — сердце и крест- на камзоле предводителя шуанов ( противников Великой французской революции и сторонников короля), красавца -маркиза в блистательном исполнении Сэми Фрея.

И вот первое посещение Парижа. Великолепный храм, напоминающий византийские соборы, буквально парит над городом. На мой вопрос слышу знакомое с детства слово «Базилика Сакре-Кер, Святейшее сердце Иисуса».

Белоснежный собор — базилика Сакре-Кер (Sacre Coeur), выполненный в римско-византийской манере, стоит на высочайшей точке горы Монмартр. Он виден практически из любой точки Парижа, находясь на высоте 130 метров. Чтобы подняться к нему, надо преодолеть 237 ступеней многоярусной лестницы.

Базилика Сакре-Кер является такой же знаковой достопримечательностью сегодняшнего Парижа как Эйфелева башня и  Триумфальная арка. 16 июня 1875 года был заложен краеугольный камень базилики в честь Святейшего сердца Иисуса вместе с медальоном «Франция преподносит Хритсу монмартскую базилику», ящиком с французскими медалями, а также с протоколом церемонии основания базилики. Эта базилика имеет самое прямое и непосредственное отношение к Марии-Маргарите Алакок.

К сожалению, в многочисленных статьях, описывающих базилику, не объясняется, почему в начале 70-х годов 19 века бушевали политические страсти по поводу этого строительства, почему яростно протестовали деятели культуры, включая Эмиля Золя и почему будущий президент Жорж Клемансо был категорически против? В лучшем случае авторы вспоминают поражение во франко-прусской войне и утопленную в крови Парижскую коммуну. Однако события уводят нас в глубь веков и история собора в  честь Святейшего Сердца Ииуса начинается в 17 веке, красной нитью проходит через 18 век, а заканчивается в 20, когда в 1919 году собор был освящен.

Краеугольный камень был заложен президентом французской республики Мак-Магоном в 1875 году, так как именно на тот год приходился двухсотлетний юбилей разговора ясновидящей монахини Марии-Маргариты Алакок с Иисусом, в котором он заговорил о желании посвятить Францию своему Святейшему Сердцу и возведения собора в  честь этого события: » Вот Сердце, которое так возлюбило людей, что не оставило для себя ничего и даже позволило замучить и принести себя в жертву, чтобы засвидетельствовать Свою любовь. Но от большинства в ответ Я получаю лишь неблагодарность, непочтительность и кощунство, холодность и пренебрежение ко мне в Евхаристии. Обещаю тебе, что Мое Сердце щедро изольет Божественную любовь на тех, кто будет почитать Его».

Иными словами, Святейшее Сердце Иисуса представляет собой зримый, концентрированный образ Его любви к людям.

Ждать посвящения Франции Святейшему Сердцу Иисуса и одноименного собора Сакре-Кер пришлось  более двух столетий!

Кто же такая Маргарита — Мария Алакок, таинственный образ которой, вошел в мою душу с романами Стендаля? Маргарита Алакок (1647-1690), дочь бургундского адвоката, родилась 22 июля 1647 года в Отене. Поступив в монастырь, она заболела параличом и свое исцеление приписала деве Марии. С тех пор ее второе имя стало Мария.

О своем религиозном экстазе она написала в книге «La devotion au coeur de Jesus». Первое откровение датируется 27 декабря 1673 года: «Мое Божественное Сердце настолько горячо лбит людей, что оно не может дольше удерживать в себе пламя этой пылающей любви. Оно должно излиться на них через тебя и показать себя им. Я выбрал тебя, как бездну недостоинства и неведения, для выполнение такого великого замысла, чтобы все могло быть сделано Мною».

Всего подобных откровений было три. Второе — июнь 1674 года. Но, увы, бедной Маргарите -Марии не верили! Настоятельница монастыря, матушка Сумэз пристыдила девушку до глубины души. Маргарите всего 26 лет, в монастыре она только два года и уже откровения? Да кто она такая и что себе возомнила? Другие провели в молитвах всю жизнь и ни разу не слышали голоса Иисуса. Не иллюзия ли это, которой надо бояться?

Осужденная своим начальством и духовником, несчастная Маргарита -Мария не знала, чему верить: «Я уже не сомневалась, что была покинута, так как мне сказали, что это не был Дух Божий».

Однако в душе своей она услышала тот же голос: «Имей терпение и жди моего слугу». Этим «слугой», который разрешил сомнения Маргариты и поверил в ее откровения, был отец де ла Коломбьер, впоследствии ставший духовником английской королевы Марии Моденской, жены Якова II. И это очень важный факт для понимания дальнейших событий.

 

За год до своей смерти в 1689 году Мария-Маргариты Алакок от имени Спасителя пишет несколько писем настоятельнице монастыря, но адресованных королю Франции Людовику XIV: «Святейшее Сердце желает триумфально, окруженным славой войти во дворцы знати и короля, чтобы отныне люди Ему поклонялись в той мере, в какой некогда во время Страстей оскорбляли, унижали и попирали. Оно желает видеть великих мира сего перед собой преклоненными и смирившимися настолько, насколько до сих пор Оно было унижено. Святейшему Сердцу угодно царствовать в королевстве, быть изображенным на  штандартах и выгравированным на доспехах, чтобы помочь победить всех неприятелей, повергнув головы гордецов и восторжествовав над врагами церкви».

Предположительно 25 августа ( день святого Людовика) 1689 года сестра Алакок просит настоятельницу передать свое последнее письмо королю через его духовника отца де Ла Шеза, кстати, имя этого священника носит самое знаменитое парижское кладбище Пер Лашез, дословно — «отец Лашез». В нем она пишет : «должен быть возведен величественный собор, в котором должны быть изображения Его Божественного Сердца, чтобы принять посвящение и присягу от короля и от всего двора». Хочу привести текст этого письма сестры Маргариты: «Вечный Отец, желая заживить горечь и муку, которые Обожаемое Сердце Его Божественного Сына вытерпело во дворцах земных князей, среди унижений и оскорблений Его Страстей, желает установить Свое господство в сердцах нашего великого монарха, которого Он желает использовать в исполнение Его замыслов,  а именно должен быть возведен величественный собор, в котором должны быть изображены Его божественное Сердце, чтобы принять посвящение и присягу от короля и всего двора».

Стоит вспомнить, что когда сестра Маргариты впервые услышала голос в 70-х годах 17 века, при дворе Людовика XIV  безраздельно царила мадам де Монтеспан, которая вместе с другим самыми знатными представителями королевского двора практиковала «черные мессы»!!!!! Об этих жутких событиях повествует французский фильм 1955 года «Дело отравителей». Это и было «унижением и оскорблением Его страстей». Это было отрицание жертвы Христа и предание себя в руки сатаны. В 80 — годы фаворитка — чернокнижница была удалена от двора, ее пособница Катрин Монвуазен (1640 — 22 февраля 1680),  была публично сожжена на Гревской площади в Париже в 1680 году. Стараниями короля скандальный процесс, в котором как клиенты колдуньи фигурировали племянницы кардинала Мазарини — бывшая возлюбленная короля графиня де Суассон и герцогиня Бульонская, знаменитая отравительница маркиза де Бренвилье ( из-за наследства отравила отца,двух братьев и сестру, показана в фильме «Маркиза тьмы», 2010) маршал Люксембург и другие был замят.  Всего по делу » о ядах» проходило 400 (!!!) человек. Отправив на костер 36 человек, 21 июля 1682 года Огненная палата была распущена. Начальник королевской полиции честный де ла Рейни говорил : «чрезмерность совершенных преступлений гарантирует их от правосудия». В 1709 году после смерти де ла Рейни, Людовик XIV собственноручно сжег в камине бумаги начальника королевской полиции. Но как известно, рукописи не горят. Король не подозревал о сделанных копиях в архивах Бастилии. Когда эти архивы были систематизированы и изданы в конце XIX века, открылись ужасающие факты. Дочь главной колдуньи по иронии судьбы тоже Маргарита Монвуазен рассказала следователям по меньшей мере о трех «черных мессах» с ритуальными убийствами младенцев, совершенных для дамы в маске и под вуалью, в которой угадывается госпожа де Монтеспан. Король пытался спасти от наказания свою любовницу и мать своих признанных семерых (!) детей (выжили четверо), о будущем которых он неустанно пекся, сделав их «детьми Франции» наряду с законными принцами и принцессами. Им полагалось обращение «королевское высочество» и фамилия «Бурбон».

Современные историки изумляются крепости королевского здоровья и особенно желудка, учитывая «экзотические» составляющие всякого рода приворотных зелий от Катрин Монвуазен, которые она предоставляла Монтеспан. Фаворитка относила к колдунье кровь, ногти, рубашки своего царственного возлюбленного, никак не заботясь о том как это скажется на судьбах его, королевства и потомства. Сказалось не лучшим образом.

Король, его двор и аристократия нуждались в покаянии. Для искупления  этого беспрецедентного нравственного падения королевского двора и французской аристократии через сестру Маргариту Спаситель предлагал помощь монарху через посвящение королевства  своему Святейшему Сердцу. Это бы уравновесило сатанинские оргии французской знати. Король Людовик XIV должен был публично подтвердить свой нравственный  выбор в пользу Святейшего Сердца через посвящение ему Франции в храме. Сестра Маргарита указывала в письме на особенности рождения самого Людовика как «Богоданного».

 

Увы, это послание не дошло до сердца его величества Людовика XIV, хотя его и призвали последовать примеру своего отца Людовика XIII, из-за бездетности торжественно посвятившего Францию  Богоматери в соборе Нотр -Дам де Пари. После этого королева  Анна Австрийская родила наследника, которому дали имя Людовик- Дьедонне, то есть Богоданный. Это и был король Людовик XIV.

Возникает вопрос, а дошло ли письмо из малоизвестного бургундского монастыря до короля? Не затерялось ли? Даже если оно не дошло, Людовик XIV не мог не знать о почитании Святейшего сердца, так как при его дворе жила в изгнании после «Славной революции» 1688 года английская королева Мария Моденская, горячая почитательница Святейшего Сердца, с которым ее познакомил духовник , отец де ла Коломбьер, тот самый, который утешал и вдохновлял Маргариту Алакок.

Король -солнце, который заявлял : «Государство — это я», возможно, не внял предложению фактически покаяться, так как полагал, что Франция процветает и беспокоиться не о чем, а тем более следовать советам и пожеланиям монахини из маленького бургундского монастыря. И он был абсолютно уверен, что ни ему, ни его потомкам не грозит судьба английского короля-изгнанника Якова II. Скорее всего, король просто не поверил этим сеансам божественной связи. Или отец Ла Шез и другие духовные лица ему не посоветовали, а жаль.

Казалось, королю сопутствует удача в войнах и без изображения Святейшего Сердца на королевском штандарте, таком , какой был у Жанны д’ Арк. Он одержал громкую победу в Войне за испанское наследство (1701-1714), посадив на опустевший испанский трон после смерти последнего короля из династии Габсбургов своего старшего внука под именем Филиппа V. Его потомки царствую в Испании до сих пор. Имя нынешнего короля — Филипп VI.

 

Накануне смерти короля в 1715 году он получил грозный знак. Сама смерть короля была почти случайной — падение с лошади вызвало гангрену ноги, жизнь могла бы спасти ампутация, но Людовик предпочел смерть, так как подобную операцию, предлагаемую врачами счел не соответствующей достоинству монарха.

Династия Бурбонов во Франции за пару лет оказалась на грани исчезновения и замены ее на троне побочной линией от младшего брата короля Филиппа Орлеанского. Его сын, кстати, был женат на мадемуазель Блуа, дочери Людовика XIV от Монтеспан.

На законную же семью Людовика, его детей, внуков и правнуков обрушилась смерть.

13 апреля 1711 года Франция лишилась наследника престола Великого дофина Людовика ( род. в 1661), в феврале 1712 за ним последовал старший сын дофина герцог Бургундский, 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года после падения с лошади умер и младший брат герцога Бургундского герцог Беррийский.

Из-за этой стремительной семейной катастрофы у французских Бурбонов оставался только один наследник -четырехлетний правнук короля , третий сын герцога Бургундского ( впоследствии Людовик XV).

Ситуация стала настолько критический, что король вынужден был составить завещание, согласно которому права на престол в случае смерти этого малыша получали незаконнорожденные дети от госпожи де Монтеспан. Летом 1714 года Людовик XIV узаконил права на престол своего сына от Монтеспан Луи-Огюста, герцога Мэнского. Это было колоссальным риском, так как двор и церковь после смерти короля могли и не признать их прав. И подобная ситуация могла привести к гражданской войне в ходе борьбы за власть между бастардами короля и его племянником герцогом Орлеанским. В своем завещании Людовик XIV провозгласил регентом герцога Мэнского. Племянник  короля оспорил это завещание и при поддержке парижского парламента сам стал регентом. Впоследствии он низвел незаконнорожденного сына Людовика XIV до положения «простого» герцога и пэра, но не принца крови. Увы, молитвы госпожи Монтеспан сатане пока не действовали. Путь ее отпрыску к престолу и к регентству был пока заказан. В этом веке. Взломать традиционную мораль пока не удалось.

Но даже в такой критический для монархии и трона ситуации король и его духовники не вспомнили о письмах Маргариты — Марии  Алакок о Святейшем Сердце Иисуса.

После смерти Людовика Великого при малолетнем Людовике XV было установлено регентство герцога Орлеанского Филиппа (1715 -1723) , женатого на дочери Монтеспан ( не получилось с сыном, зато дочь  молитвами матери — сатанистки не надолго, но стала правительницей Франции), которое стало притчей во языцах за разгул, пороки, финансовые махинации. Герцог Орлеанский явно  был не лучшим претендентом на престол. И хотя он сам был не в состоянии следовать рекомендациях сестры Алакок, но почитание Святейшего Сердца начинает распространятся благодаря изданию ее книги, становящейся с каждым годом все популярнее. Но только король мог иметь власть посвятить Францию Святейшему Сердцу.

Став королем, Людовик XV исповедовал принцип : «После нас  хоть потоп». Но то, что принято называть «знамением», «знаком» ему продемонстрировали еще при жизни. В честь бракосочетания его внука ( смертность в семье короля Людовика XV продолжалась, умер его сын, дофин Людовик-Фердинанд (1629-65) и два его старших сына — герцоги Бургундский и Аквитанский-  тоже, остался герцог Беррийский, который и стал наследником престола —  дофином,  а впоследствии королем  Людовиком XVI) с эрцгерцогиней австрийской Марией -Антуанеттой в 1770 году готовились два грандиозных фейерверка, первый в Версале, а второй в Париже. Вечером после торжеств ни одна ракета не могла взлететь в Версале из-за начавшегося дождя, который перерос в настоящую бурю, валившую деревья в парке, разбивавшую окна. В Версале наступил настоящий потоп!

Парижане, знавшие о неудаче версальцев, с нетерпением ожидали 30 мая и ежедневно ходили на площадь Людовика XV посмотреть приготовления известных мастеров фейерверков братьев Руджиери. На площади, носящей имя царствующего короля, была установлена его конная статуя в окружении «добродетелей». Острослова шутили : «Порок на коне, а добродетели — пешком».

Вечером 30 мая площадь была заполнена горожанами и знатью в каретах. Фейерверк был великолепный! Но в конце его одна из ракет попал в склад пиротехники, который загорелся. Это вызвало страшную панику и в давке погибли 133 человека, сотни были ранены. Убитые были похоронены в братской могиле на кладбище Мадлен, расположенном неподалеку на улице Анжу. Через 23 года на той же площади, но уже переименованной в площадь Революции будут казнены Людовик XVI и Мария -Антуанетта и похоронены в общей могиле на том же кладбище Мадлен. Туда же отправятся и их обвинители годом позже.

Рождение последней дочери австрийской императрицы Марии -Терезии, той самой Марии-Антуанетты, тоже сопровождалось нехорошими предзнаменованиями. За день до ее дня рождения произошло катастрофическое землетрясение в Лиссабоне, Португалии. А крестными родителями при крещении австрийской принцессы выстпуали ( черед представителей, естественно) как раз король и королева Португалии.

Еще одно предзнаменование последовало в год коронации Людовика XVI в 1774. Парижские улицы вместе с домами, людьми, повозками стали…проваливаться! Левый берег Парижа был изрыт за столетия добычи известняка, который шел на строительство храмов и дворцов, катакомбами. И пока не случилась трагедия молодому королю не было дела до Парижа! Он жил в Версале, а столицу королевства не посещал. Людовик поразил своего шурина австрийского императора Иосифа IIполным незнанием Парижа и его достопримечательностей. Австрией восхитился  красотой Дома инвалидов. Король ответил: «Да, мне рассказывали об этом здании». Австрийский император понял, что французский король не бывает в своей столице, живя безвыездно в Версале.

Однако столь вопиющий случай заставил Его величество обратить внимание на состояние каменоломен. Париж завис над бездной. Десятки улиц левобережья оказались под угрозой обрушения. Была создана специальная комиссия, которая стала проводить инженерные работы по укреплению штолен и проводить регулярные инспекции. Но это был не последний звоночек королю. В Париже находилось самое старое кладбище «Невинно убиенных младенцев» со знаменитой фреской «Пляски смерти».

Это было своеобразное место. Индивидуальных могил не было — коллективные захоронения, но в освященной церковью земле. Кладбище окружали стены, в которых находились оссуарии , то есть костницы, скелеты умерших. Давно назрел и перезрел вопрос о переносе кладбища, распространявшего жуткое зловоние в двух шагах от королевских дворцов Лувра и Тюильри, но поскольку король там не жил, то неудобства парижан его не касалось. В 1780 году стена оссуария, выходящая на улицу Ланжери ( белья) рухнула, завалив окрестности черепами и костями.

На перпендикулярной Ланжери улице Медников у стены кладбища был убит первый король из династии Бурбонов Генрих IV. Тоже знак. Король медлил шесть (!) лет и только с 1 апреля 1786 года по ночам останки с кладбища стали повозками вывозить в парижские катакомбы в течение 15 (!) месяцев. Останки 20 поколений парижан сваливали в кучу как мусор. Это — показатель  вопиющего отношения к предкам, проявленное королевской администрацией. Полное равнодушие и наплевательство. Сейчас в катакомбах устраивают экскурсии для туристов. Но складывать кости так как их сейчас видят посетители, стали в наполеоновскую эпоху. Во времена Людовика это были просто бесформенные свалки костей. Это же бедняки, кому до них дело? Богатых и знатных господ хоронили под полом церквей или в фамильных склепах. И то, что было рассказано Маргаритой Алакок об «унижении» Святейшего Сердца, возможно, относилось и к таким захоронениям бедняков на кладбище Невинно убиенных. На месте кладбища «Невинно убиенных» сделали рынок, то самое «Чрево Парижа», которое столетие спустя описал Золя, естественно, уже модернизированное в ходе реконструкции барона Османа. Когда по распоряжению президента Помпиду в начеле 70-х годов уже  ХХ века рынок снесли, то проведенные археологические раскопки показали, что вывезли в 1786-1787 годах не все останки ( раскопали только полтора метра кладбищенской земли), и овощами с фруктами с 1788 года торговали в прямом смысле этого слова на костях.

Людовик XVI был прекрасно осведомлен об английской революции. Еще дофином вместе с младшими братьями, графами Прованским и д’ Артуа, он встречался с английским философом и экономистом Давидом Юмом, написавшим историю английской революции «Англия под властью Стюартов». Этот труд был жестоко раскритикован на родине, так как не вписывался нив  вигскую, ни в торийскую концепции революции. Зато принц засыпали его комплиментами! И все они повторили соответственно судьбу  казненного Карла I, Карла II в эпоху Реставрации и изгнанного Славной революцией Якова II. На их примере можно сказать, что история и чужие примеры никого и ничему не учат. Людовик XVI повторил судьбу казненного Карла I,  Людовик XVIII ( граф Прованский) — Карла II, и Карл X ( граф д’Артуа)  — Якова II.

Разразилась Великая французская революция. За месяц до взятия Бастилии королевская семья получила последнее предупреждение о необходимости вверить себя и Францию Святейшему Сердцу Иисуса — смерть дофина, наследника престола в июне 1789 года. Но у монаршьей четы был еще один сын — герцог Нормандский, который и стал наследником престола. Король и королева оставались слепы и глухи.  Людовик упорно не желал видеть библейские огненные слова «мене, текел, упарсин» на стене, которые увидел вавилонский царь Валтасар во время пира, а пророк Даниил их расшифровал : «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Текел — ты взвешен и найден очень легким. Перес — разделено царство твое и дано Мияднам и Персам».

Людовик XVI был глух и слеп к знамениям. Результат не заставил себя ждать. Монархия была свергнута 10 августа 1792 года и ,находясь в заключении вместе с семьей в башне Тампль, Людовик XVI вспомнил, наконец,  о Святейшем Сердце Иисуса (его мать Мария Саксонская установила в Версале алтарь в честь Сердца Иисуса) и схватился как за соломинку за надежду помощи о  него:

«Ты видишь, о мой Боже, раны, которые разрывают мое сердце, глубину бездны, в которую я ниспал, и неисчислимое зло, которое окружает меня со всех сторон! К моим собственным страшным несчастьям и несчастьям моей семьи, чтобы сокрушить мою душу, присоединились также, простирающиеся по лицу моего королевства. Крики несчастных, стоны попранного духовенства звучат в моих ушах.

Внутренний голос снова предупреждает меня, что, вероятно, твоя справедливость укоряет меня всеми этими бедствиями из-за того, что в дни моей власти я не пресек их главные источники, а именно, людскую разнузданность и безбожие, так как я сам снабдил торжествующую ересь оружием, поддержав ее законами, которые усилили ее и сделали дерзкой.

О Иисусе Христе, Божественный Искупитель всех наших беззаконий, именно в Твое Обожаемое Сердце я желаю излить мою страждущую душу. Я призываю на помощь любящее сердце Марии…и зову на выручку св. Людовика, моего покровителя и наиболее прославленного моего предка! Открой, о Обожаемое Сердце, и из чистых рук моих могучих заступников прими милостиво компенсирующие обеты.

Если, вследствие твоего бесконечного великодушия, о Боже, я верну себе свою свободу, мою корону и королевскую власть, я торжественно обещаю:

  1. Отменить как можно скорее все законы…ка противоречащие целостности и чистоте Веры..и особенно Гражданское Устройство Духовенства.
  2. В течение года предприму с Папой римским и епископами моего королевства все необходимые меры, чтобы учредить..Праздник в честь Святейшего Сердца Иисуса, который будет праздноваться во Франции.
  3. В течение трех месяце, считая со дня моего избавления, лично пойти в Собор Парижской Богоматери, и в  воскресенье или в праздник..объявлю торжественно акт посвящения меня лично, семьи и королевства Святейшему Сердцу Иисуса.
  4. В течение года, считая со дня моего избавления, воздвигнуть и украсить за свой счет в церкви, которую я выберу, часовню, алтарь которой будет освящен в честь Святейшего Сердца Иисуса.
  5. В дни празднования Святейшего Сердца..принимать участие во всенародной процессии. Сегодня я могу произнести это обязательство только втайне».

 

 

Письмо свергнутого короля с просьбой о помощи и обещанием признать Святейшее Сердце, если ему будет возвращен трон и корона, читается со странным чувством. Маргарита — Мария Алакок  в 1689 году (!) ровно за сто лет до революции донесла до Бурбонов мысль о Святейшем Сердце. Если Людовик действительно верил в то, что Спаситель поможет спасти его от смерти и восстановить монархию, то первое, что он должен был сделать — покаяться за своих предков и за себя за то, что только крайние обстоятельства — один шаг до гильотины- заставили его вспомнить об обращении к Святейшему Сердцу.

И если почитать, что именно обещал Людовик сделать в случае возвращения власти — это за свой счет воздвигнуть в одной из церквей ЧАСОВНЮ и АЛТАРЬ в честь Святейшего Сердца!! Ни о каком «величественном храме» речи не шло! Фактически на пороге смерти он отказывался выполнить просьбу Спасителя и   посвятить Францию Святейшему Сердцу!

Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года. В том же году по распоряжению Конвента были вскрыты все гробницы монархов в усыпальнице Сен-Дени. Свинцовые гробы пошли на пули, а  тела были свалены в две общих могилы.

Когда в обозе войск победителей  Наполеона в Париж вернулись Бурбоны, то они ничего не забыли и ничему не научились. Они были неисправимы. Ни Людовик XVIII, ни его брат Карл Х не вспомнили про обет своего казненного брата.  За шестнадцать лет Реставрации Бурбонов с 1814 по 1830 храм Святейшего Сердца даже не был даже запланирован!  Грянула Июльская революция , так как Карл X своими указами попытался вернуть страну в 1788 год, уже вторая по счету, и Бурбоны снова были изгнаны из Франции. Далее начинается карусель династий — сначала Орлеаны в лице короля Луи-Филиппа ( потомок Монтеспан стал, наконец, королем Франции), потом после революции 1848 года ( третья революция) — Бонапарты в лице императора Наполеона III. Династии и революции, революции и республики. Франция пережила пять (!) революций, включая Парижскую Коммуну в 1871 году и три династии  — Бурбонов,  так называемую легитимную, Орлеанов, Бонапартов. В сентябре 1870 года во Франции снова установилась республика, но очень странная. Ее называли «республикой без республиканцев», так как в Национальной ассамблее большинство было монархическое. Только свары между легитимистами, орлеанистами и бонапартистами не позволяли произвести государственный переворот. Наконец удалось  договориться, что внук Карла X граф Шамбор будет провозглашен королем под именем Генриха V.

Монархисты и Бурбоны вспоминали о Святейшем Сердце Иисуса в самые критически моменты, когда их лишали власти.  Им казалось, что если воздвигнуть с опозданием в двести лет тот самый храм Святого Сердца, то их кандидат как Генрих V благополучно воцарится на троне.

23 июня 1873 году большинством голосов Национальная Ассамблея приняла решение о строительстве базилики Сакре-Кер. Президент республики Мак-Магон заложил краеугольный камень с бронзовым медальоном «Франция преподносит Христу монмартскую базилику». Получилось так, что Бурбоны ничего не сделали для посвящения Франции Святейшему Сердцу Иисуса. По иронии судьбы и истории эту миссию осуществили республиканские власти — Национальная Ассамблея и президент Республики! Третья республика, конституция которой большинством в один голос была принята в 1875 году, оказалась пока самой долговечной из всех французских республик, просуществовав с сентября 1870 по июль 1940 года!

Во Франции больше не было ни одной революции, окончательно утвердился республиканский строй. Династия же французских Бурбонов пресеклась. Нет ни одного потомка Людовика XVI, Людовика XVIII и Карла Х. Сын Людовика XVI, которого роялисты почитали под именем Людовика XVII, никогда не царствовал и умер в возрасте 10 лет. Дочь Мария -Тереза, герцогиня Ангулемская, была бездетна. Людовик XVIII был бездетен. Единственный внук Карла Х граф Шомбор был бездетен. После его смерти в 1883 году династия пресеклась.

Строительство базилики растянулось почти на сорок лет. Пришлось укреплять холм Монмарт, изрытый катакомбами. Пришлось вырыть 83 дополнительных ниш с перекрытиями и шахт, которые уходили вниз на 31 метр. По документам собор собор достроили в 1914 году накануне Первой мировой войны, но фактически это случилось только в 1923 году.

Начал строить Сакре-Кер архитектор Поль Абади, а продолжили еще пять (!) архитекторов. Великолепные золотые с лазоревыми мозаики изображают «Благоговение Франции перед Святейшим Сердцем Иисуса». Над масштабной композицией, одной из самых больших в мире,  с 1912 по 1922 годы работал живописец Леон Оливье Мерсон.

Собор был освящен в 1919 году, а в 1920 году Маргарита -Мария Алакок была причислена к лику святых. Объяснение, почему  не была услышана просьба Людовика XVI, появилось уже в 30-40 годы  ХХ века в откровениях  португальской  монахине, сестре Лусии, свидетельнице Фатимского  явления девы Марии, которой было сказано : «Слишком поздно».

Обсуждение статьи

3 комментария
Ольга
18.02.2021 в 4:32 пп

Поздравляю автора, ставшего благодаря этой статье лауреатом общенациональной литературной премии имени Александра Сергеевича Пушкина!!!!!!!
Статья «Базилика Сакре Кер — Святейшее сердце Иисуса» была признана лучшей публикацией в журнале «СовременникЪ» за 2020 год!
Елена, Вам продолжать и дальше! Буду с нетерпением ждать следующих статей в этом журнале! Удачи Вам!!!!!

Ответить
Елена
18.02.2021 в 4:55 пп

Огромное спасибо, Ольга! Очень приятно! Откуда Вы узнали?

Ответить
Ольга
19.02.2021 в 3:17 пп

Читаю журнал «СовременникЪ». Открываю пятый номер за 2020 год и вижу статью с этого сайта! Поинтересовалась лауреатами за прошлый год и увидела Вас!

Ответить

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

*
*

Cледующая статья