Вверх
Комментарии

Приглашение к танцу, или об индийских Тезее, Федре и Ипполите.

Елена
18.10.2018

 

В Индии именно осенние праздники исполнены яркости, радости и жизнеутверждения. В октябре Индия празднует Наваратри или девять ночей и десять дней ( Дасери), посвященных победе богини Дурги над демоном Махиши: «Помни, что зло уступит – вынужденно будет уступить! – дорогу правде и добру – помни, помни это всегда!»

«В эти дни проходят торжественные моления перед изображением Дурги, Велкиой матери – идет Дурга-пудж. В дни пуджа по утрам молятся Дурге, по вечерам наслаждаются танцами, пением, декламациями и выступлениями театральных групп. В  Дели различные религиозные общины соревнуются, кто лучше украсит любимую богиню расшитыми золотом парчовыми тканями и полудрагоценными камнями. Любимая богиня, как  добрая и почитаемая мать, присутствует на своем празднике, как в жизни своей семьи. Ее присутствие ощущается всеми, но никак не подавляется, и все чувствуют себя свободно и по-домашнему». Так описывается Дурга –пудж в книге «Эти поразительные  индийцы».

Вспоминаемые на Дурга-пудже истории невероятным образом европейцами напоминают древнегреческие мифы о Тезее, Минотавре и …Федре. Да, да, не об Ариадне с ее нитью, а о Федре, воспылавшей преступной страстью к пасынку Ипполиту. В индийской мифологии Ариадна с ее клубком не нужна, так как  Дурга одновременно является и Тезеем, убившим получеловека-полубыка Минотавра, и   Пасифаей, матерью  бога  с человеческим телом и головой слона, и  Федрой, воспылавшей страстью к богу войны Сканде – Карттикее, сыну своего мужа Шивы.

О связи древнейших протоиндийских цивилизаций Мохенджо –Даро и Харраппы с  критско-минойской цивилизацией написаны исследования. В художественной форме это нашло выражение в исторических и фантастических романах Ивана Ефремова. Героиня «Туманности Андромеды» носит символическое имя Низа Крит. Это как две точки на карте – остров Крит, родина древнейшей цивилизации Средиземноморья и город в Индии Низа. В романе «Таис Афинская» героиня попадает в древний индийский храм в Эриду в устье Ефрата и Тигра, жрецы которого служат богини ночи Ратри и знакомят ее с учением Тантр. Запомним эти имена!

Исток нашей истории берет начало с неестественно страсти, а вернее, извращения, которое приводит к потрясениям и бедам. Всякое отклонение от естественных законов грозит катастрофой.  Как Посейдон наказал внучку Солнца прекрасную Пасифаю противоестественной страстью к быку, так и царь  демонов — асуров воспылал страстью к буйволице. По индийскому преданию, это была превращенная по проклятию отшельника принцесса. От этой противоестественной связи появился на свет индийский Минотавр, жуткий демон  Махиша. Он мог превращаться не только в быка, но менять облик постоянно. Коварный асур потребовал за свои аскетические подвиги награду – бессмертие. Но создатель Вселенной Брама отказал. Тогда асур смягчил требование. Попросил, чтобы его могла убить только женщина – тогда в Индии ни одна женщина не брала в руки оружие. Брама согласился. И Махиша, уверенный в своей безнаказанности, начал свои бесчинства похуже Минотавра. Если греческому чудовищу – человеку с головой быка, заключенному в Лабиринте, поставляли на съедение безоружных  афинских юношей и девушек, то Махиша в битве,  которая длилась сто лет одолел богов – не помогла даже прославленная ваджра ( палица) царя богов Индры,  и согнал их с неба на землю, а  сам из их небесных дворцов потешался над побежденными.

Литература восстановила политическую справедливость по отношению к побежденным дравидийским племенам, которые представили богов победителей индо-ариев в позорном свете. Униженные боги пришли просить помощи у отца вселенной Брамы. Опечалился владыка, видя божественный закон и порядок попранным. Призвал на помощь Вишну – созидателя и Шиву- разрушителя. Из совместной энергии божественной Триады  родилась богиня Дурга с десятью руками. Никто во Вселенной не мог сравниться с ней красотой. Прослышав о невероятной красавице,  Махиша посватался к ней. Дурга предложила ему сразиться и обещала в случае победы выйти за него замуж. Махиша восхитился еще больше и условие принял. В победе он был уверен. Снисходительное отношение к женским способностям дорого ему обошлось. В видоизмененном виде эта же история отразилась столетия спустя  во «Властелине колец», когда высокомерный назгул заявляет хрупкому противнику с насмешкой : «Ни один воин не победит меня», и получает ответ: «Я не воин. Я – женщина».

Боги дали Дурге в каждую руку свое оружие – Индра – ваджру, Вишну – диск, Шива – трезубец и так далее.  Сев на тигра и ,блистая красотой  и оружием, Дурга понеслась на битву с врагом. Перед битвой она сказала: «Я не просто женщина. Я – твоя смерть. Ты забыл, что погибнуть можешь только от руки женщины?» Битва богини с индийским Минотавром была гораздо упорнее, чем у Тезея. Махиша собрал огромную армию асуров, а сам постоянно менял облик. Перед Дургой был то слон, то лев, то бык. Богиня сделав петлю из веревки заарканила быка и вскочила него пронзила трезубцем. Это излюбленный сюжет индийских миниатюр – Дурга , пронзающая Махишу трезубцем, из разрубленной шеи вылезает демон в своем настоящем обличье. Метаморфозы, которым не снились и Овидию, не спасли мирового злодея. Он был повержен Дургой. Мировой порядок был восстановлен.

После победы богиня удалилась в труднодоступные горы, но когда вселенское равновесие нарушалось очередным гордецом — асуром , она появлялась во всеоружии и неизменно одерживала победу. Поединков было много, во время которых из-под носа богов –мужчин уходила слава. Это их не радовало, но что было делать? Асуры становились все более дерзкими, хитрыми и изворотливыми в своих просьбах к Браме.

С победой над асуром Рактабией или Ракта Баджей связан 7 день Наваратри,называемый Каларатри. В нашей истории появляется ужасающая богиня Кали, что значит «черная». Заглянула в статью о ней в Википедии и изумилась. Что за идиоты, невежды и неучи берутся за статьи об индийских богах? А еще осмеливаются утверждать, что Кали – разрушительница невежества. Вот нет на них самих Кали!

Пишут о Кали как о  «темной и разрушительной стороне Парвати» и при этом помещают картину Парвати в окружении семьи – с  супругом Шивой и сыновьями слоноголовым Ганешей и шестиголовым Скандой.  О какой темной стороне речь на этой картине, где изображена счастливая красавица? Неискушенные читатели не дай бог примут Парвати за Кали, и будут считать страшную богиню этакой гламурной красавицей. Нельзя же так дезинформировать людей!

А вид Кали действительно внушал ужас. Но обо всем по порядку. Вернемся к демону Рактибии. Хитрец за свои аскетические подвиги попросил у Брамы, чтобы из пролитой им капли крови возрождался новый Рактибия. Это был аналог бессмертия. Убить такого асура не представлялось возможным – он всякий раз возрождался вновь да не один. Боги опустили руки и вызвали Дургу.

Богиня поняла в чем дело, если она снесет мечом голову ухмыляющемуся великану, пронзит его копьем или использует другое свое оружие, то перед ней возникнет сотня Рактубий, которые при каждой попытке убийства будут размножаться в геометрической прогресс. Таков дар Бархмы! И потемнело от гнева лицо Дурги. Из ее потемневшего от гнева лица родилась черная и ужасающая Кали. Калиратри изображается верхом на осле, с растрепанными волосами, ожерельем из черепов и отрубленных рук вокруг шеи и пояса. Но особым опознавательным знаком является высунутый окровавленный язык.

Чтобы Рактибия не мог возродиться, Кали выпила всю его кровь до капли, и полагающий,

что он всех обманул асур упал бездыханным. Но очень опасно пить кровь своих врагов даже богиням. Кали не могла остановится, и боги в ужасе прибежали к Шиве. Шива лег на пути Кали и ей пришлось наступить на него.

А Шива вызвал ее на танцевальный поединок! Что нужно, чтобы женщина, даже богиня, пришла в себя? Танцевать, танцевать, танцевать! В Индии танец стал институтом служения богам в храмах. Специально обученные жрицы – девадаси ( рабыни бога) служили богам. Европейцы их называли «баядерками». О них знаменитый балет Мариуса Петипа «Баядерка».

И это танцевальное служение богам не случайно. Танец «Бхаратанатьям» благословил сам Шива. Одним из эпитетов Шивы был «Натарадж», то есть царь танца.

В танце Шива привел Кали в чувство, и она приняла благостный облик «Гаури «, которому посвящен следующий день Наваратри.

А богам –мужчинам не было обидно, что подвиги по защите Вселенной от демонов в который раз совершает богиня –женщина,  а они одиноко стоят в стороне? Неужели не нашлось ни одного бога, который бы сам одолел очередного дерзкого асура и спас Вселенную?  Конечно, и об этом следующий рассказ.

Был еще один странный эпизод в истории Дурги, который заставляет вспомнить древнегреческую трагедию об Ипполите, сыне Тезея, и Федре. Великие трагики Еврипид,  тысячелетие спустя  француз Расин, а в прошлом столетии Марина Цветаева  рассказали о трагической страсти жены Тезея Федры к своему пасынку Ипполиту. Индийского Ипполита звали Сканда или Карттикея. Он был сыном Шивы и богом войны.

Его появление в эпосе  —  это реакция богов –мужчин на их вечное унижение от Дурги  в битвах с демонами. Богиня-женщина в образе ослепительной красавицы Дурги или ужасной Кали с растрепанными волосами защищает мир от асуров. Победы над демонами – их заслуги. В древней Элладе богиней победы тоже была женщина – крылатая Ника, дочь страшной матери, богини реки подземного царства Стикс. Но и древних эллинов смущали побед женщин в боях. Богини принимают участие в титаномахии ( войне с титанами) и гигантомахии (войне с гигантами) наравне в богами, но потом ситуация меняется.

«Горгоноубийцей» изначально была богиня-воительница Афина – так ее характеризует великий трагик Еврипид в трагедии «Ион», представленной на суд афинян в театре, а они бы не позволили сказать неправду о покровительнице родного города. Но в поздних мифах победу Афины над горгоной Медузой, чей взгляд все живое обращал в камень, отдали Персею. Афину же сделали отныне покровительницей героев. Полубоги стали защищать людей от чудовищ.

То же мы видим и в Индии, где в 5-6 веках уже нашей эры распространился культ Сканды. Ни древние «Веды», ни «Упанишады» не знают такого героя и имени. Это бог древних дравидийских народов Индии. Можно только восхититься великим культурным подвигом индийских поэтов и мыслителей, которым удалось свести в единую систему множество различных верований, героев, традиций. Одним словом, соединить верования индо-ариев с религией дравидских народов.

Обида на победоносную Дургу была такой острой, что очередному асуру Тараке творец Вселенной Брама даровал право быть убитому только сыном Щивы. Участие богини-женщины в уничтожении новой угрозы миру изначально не планировалось.  Подвиги Дурги повергали богов в уныние от собственной ничтожности. Нужен был бог-мужчина, который бы доказал дееспособность богов в деле защиты мира от демонов и зла, — сын Шивы. И этим сыном стал бог войны Сканда.

О рождении Сканды множество легенд, сходящихся  водном – он не был рожден женщиной.

Воспитали его Куртикии , то есть созвездие Плеяд, отсюда его имя Карттикея. Конечно, он спас мир от жуткого Тараки. И к нему воспылала любовью Дурга! В этой истории много неясного. Хотя Парвати и рассматривалась ипостасью и Дурги тоже, но богиня – воительница никогда не жила в семейном гнезде Шивы. Супруга Шивы именно Парвати! Рассказ о Дурге и Сканде хранят древнейшие тайные тантрические тексты.

К счастью, эта история не окончилась трагедией. Индийский Ипполит, не обидев мать или мачеху отказом, сбежал от нее на павлине. Дурга ограничилась тем, что прокляла эту птицу. История сложная, рассказанная в текстах Тантр.  Сканда –один из наиболее почитаемых, таинственных, мистических богов южной Индии. Его называют «богом тамилов».

Однако совсем неожиданно эта легенда нашла отражение в современной массовой литературе в России. Дурга и Сканда стали героями романа писательницы, чья «жизнь удалась» — Татьяны Поляковой «С чистого листа». Мне стали задавать вопросы, какая такая богиня имеется в виду в этом романе? По диагонали просмотрев его, поняла, что речь идет о Дэви-Дурге и Воине-Сканде.

Героиня потеряла память и приходит к астрологу в поисках ответа на свои вопросы. Гадалка падает в обморок, перед этим пробормотав «Дэви», то есть Богиня. По ходу выясняется, что в функции этой богини входит защита мира от Демонов, но она изменила своему призванию, влюбившись в Воина. Функция защиты от демонов безошибочно указывает на Дургу. Ну если уже и в массовую литературу проникла эта история, то это что то да значит. Как раньше впервые на русском языке ввел образ богини Кали в сказку известный фельетонист Дорошевич. Эта сказка под коротким и страшным названием «Чума» была напечатана в русском журнале в августе 1910 года. Мне попалась эта сказка в детстве в издании «Легенды и сказки». Странно было под названием «Чума» читать такой текст : «Принцесса Серасвати была прекрасна как богиня, имя которой носила». Эта сказка о превращении прекрасной принцессы Серасвати под влиянием бед и несчастий в прислужницу Кали богиню Чумы требует особого разговора. Но атмосферу, в  которой она писалась, передавала отлично. Прекрасный мир, чудесный сад, но за кустами притаилась в ожидании кровавых жертв  страшная черная богиня Кали. Вероятно, во время своего путешествия в Индии Дорошевич услышал легенды о йогинях, последовательницах Кали, которые во славу богини убивают своих возлюбленных. Этот рассказ вдохновил его?

Сканда и его  слоноголовый брат Ганеша спорят за первенство – кто из них старший, а кто младший сын Шивы? В истории культ Ганеши появился позднее в 7 -8 веках нашей эры.. Героические усилия современных филологов найти аналогии Ганеши в  в ведической литературе не увенчались успехом. С большой натяжкой, найденные ими прототипы можно связать со слоноголовым богом. В Ведах» таких нет.

Ганеша тоже явился на свет необычным образом. О его голове слоненка сложено много легенд. Парвати хотела сына, но Шива пребывал в вечном аскезе и отказывал ей в этом. Тогда богиня слепила человечка из куркумы и оживила его. Уставшая после трудов, она легла поспать и велела сыну никого не пускать в дом. Возвратившемуся Шиве загородил дверь молодой красавец и не пускал в дом. Не долго думая, разгневанный Шива снес ему голову трезубцем и забросил так далеко, что потом ее не могли найти.Проснувшаяся  Парвати пришла в ярость. Она грозила супругу навечно превратиться в грозную  Кали, если он не воскресит сына. Шива за неимением головы приставил к телу голову слоненка. Так воскресший Ганеша получил голову слона. Но Шива признал свое участие в его творении и назвал Ганапатой – господином ганов, то есть своей свиты.

Ганеша – один из самых почитаемых индийских богов. Покровитель наук и исскуств.

Сравнивая индийские мифы и легенды с эллинскими убеждаешься лишний раз в том, что изолированных культур не бывает. И Калиратри  как богиня ночи и Тантр   поджидает нас в древнем храме Эриду на берегу Персидского залива на полпути из Индию в Средиземноморье.

Обсуждение статьи

2 комментария
Алла
05.12.2018 в 3:49 пп

Большое спасибо за данную статью.Очень интересно.

Ответить
зоя
07.12.2018 в 8:54 дп

10 лет назад я принимала участие в конференции, происходившей в Индии. Для нас был устроен специальный концерт труппы профессиональных танцовщиков штата Орисса. Я до сих пор с восхищением вспоминаю его. Эти танцы имели мало общего с тем, что я видела в индийских фильмах. Все танцы сюжетные, перед каждым нам рассказывали о чем он. Один из них заканчивался моментом, когда Дурга становится Кали.
Хотела вставить сюда фотографию этого момента, но не получается.

Ответить

Добавить комментарий для зоя Отменить ответ

*
*

Cледующая статья