Вверх
Комментарии

ШЕСТОЙ ГОД В АКАДЕМИИ РЕКТОРА ЦИСКАРИДЗЕ

Елена
07.09.2018

3 сентября в Академии русского балета в Петербурге прошла торжественная линейка с участием ректора Николая Цискаридзе, художественного руководителя Жанны Аюповой, преподавателей и учеников.

На происходящее с постамента взирала та, имя которой золотыми буквами вписано в историю мирового балет а и которая сыграла уникальную роль в судьбе нынешнего ректора Академии – великая балерина, «обыкновенная богиня», по определению Алексея Николаевича Толстого,- Галина Сергеевна Уланова.

Галина Сергеевна Уланова была единственной балериной в истории, памятник которой был создан при жизни. В  то время  балерине было всего 27 лет! Автором его является скульптор Елена Алексанровна Янсон- Манизер, которую помнят  благодаря знаменитой «Девушке с веслом».

 

 

 

Бронзовая скульптура была установлена в Центральном парке культуры и отдыха в Ленинграде, где простояла пятьдесят лет. В 80 годы скульптура была демонтирована с целью реставрации. Через несколько лет педагоги Академии русского балета, обеспокоенные судьбой «Танцовщицы», разыскали скульптуру в запасниках Елагинского дворца. Монумент отреставрировали на деньги педагогов и он стал принадлежать Академии русского балета.

10 января 2004 года  монумент был установлен во дворе Вагановки.

Николай Максимович не раз и не два, а постоянно подчеркивает влияние Улановой. И не будь ее, то судьба талантливого мальчика из Тбилиси могла сложиться иначе. Премьер Большого рассказал о работе с Улановой над образом Солоар из «Баядерки», которого мудрая наставница назвала «мятущейся душой». Но, увы, из-за ухода Улановой  доделывать образ пришлось самостоятельно, пытаясь представить, что бы посоветовала ему Уланова. Ответ как передать эту «смятенную душу» был найден в просмотрах видео знаменитого бега Джульетты. Кисть балерины слегка вибрировала, что создавало волнообразное движение намотанного на руку плаща. Цискаридзе повторил это в выходе Солора, и публика была потрясена.

Вот так и после ухода они общались, ученик и Учитель. Уникальность ситуации с Цискаридзе и в том, что не слишком любившие друг друга Уланова и Семенова, объединялись, когда дело доходило до защиты талантливого юноши. В один из вечеров, когда за столом праздновалось получение Николаем Цискаридзе педагогического образования, на котором настояла мудрая Семенова, Марина Тимофеевна призналась: «Коля, мы ведь с Галей не случайно тебе помогаем». Обе великие балерины рассчитывали на передачу педагогической эстафеты талантливому мальчику. Тогда Николай Максимович поклялся передавать все то, что умеет дальше, следующему поколению. Разговор состоялся, когда юноше не было и тридцати. И он точно не предполагал стать ректором той самой прославленной Вагановки, которую закончили его наставницы Семенова и Уланова.

В сентябре начинается шестой учебный год Цискаридзе в качестве ректора.

 

Николай Цискаридзе неоднократно повторяет, что

школа учит, но карьера делается в театре.

И уже можно подвести некоторые итоги пятилетия и поговорить о дальнейших перспективах. За прошедшую пятилетку труппы ведущих театров России пополнились талантливыми выпускниками и выпускницами. Хочется вспомнить их имена.

Из самого первого выпуска 2014 года Ксения Жиганшина пришла в Большой театр, где уже стала солисткой и танцует ведущие партии.

«Великолепный выпуск» 2015 года – Рената Шакирова, Анастасия Лукина и Ника Цхвитария – на сцене Мариинского театра. Рената вместе с партнером Кимин Кимом блистала и стала победительницей телевизионного шоу «Большой балет». На сцене блистает в партии Китри. Анастасия танцует как классику – Автора в «Спящей красавице», так и современные балеты – Китти в «Анне Карениной» Алексея Ратманского. Ника Цхвитария запомнилась ролью повелительницы «черных снежинок» в шемякинской версии «Щелкунчика». Елена Соломянко успешно выступает в театре Станиславского и Немировича — Данченко. Двое выпускников уехали за границу.

Выпускницы 2016 года Алена Ковалева и Алена Ледях пришли в Большой театр. Ковалева за два года от небольших партий, например, трех дриад в» Дон Кихоте» перешла к роли, о которой мечтает каждая балерина – Одетте-Одилии в «Лебдином».

Много разговоров вызвала выпускница 2017 года Элеонора Севенард. Большой театр постарался оградить внучатую племянницу Матильды Кшесинской от скандала, связанного с выходом спорного фильма Алексея Учителя «Матильда» о романе балерины с последним императором России.

Элеоноре скандалы ни к чему. Она способна заставить говорить о себе и без них. Вместе со своим партнером Егором Геращенко она стала победительнице Всероссийского конкурса артистов балета, а сейчас очень уверенно чувствует себя на сцене Большого театра, например, Машей в «Щелкунчике».

Мария Хорева, Анастасия Нуйкина и Дарья Ионникова успешно дебютировали на сцене Мариинского театра в «Аполлоне Мусагете», «Сильфиде» и «Корсаре».

Будем надеяться, что и в конце 2018-19 учебного года нас ожидает приятный сюрприз от Цискридзе, а именно новый оригинальный выпускной спектакль. Ректор Академии не любит избитые ходы. Именно поэтому он, вопреки первоначальному мнению коллектива, настоял на проведении не выпускного концерта, но выпускного спектакля. И какие это были спектакли!              В 2015 году на сцене Мариинского театра и Кремлевского дворца съездов представили первый акт «Спящей красавицы», «Вариации на тему «Раймонды» Баланчина и акт из «Лауренсии» Крейна.

В 2016 – «польский бал» из «Ивана Сусанина», оперы, которая почему то выпала из репертуара российских театров, «Волшебные сады Наины» Глинки и «Болеро» Равеля в постановке Брониславы Нежинской, сестры прославленного Вацлава, а также «Фея кукол», в которой впервые блеснули Алена Ковалева и Элеонора Севенард.

В 2017 – «Венгерский танец» Листа, «Класическая симфония» Прокофьева и третий акт «Пахиты».

Двухсотлетие великого Мариуса Петипа праздновалось в 2018, что определило выбор выпускного спектакля – па-де –катр из «Пробуждения Флоры», сцена из «Наяды и Рыбака», «Танец часов» из оперы «Джоконда» и третий акт «Пахиты».

Зрители Мариинского театра давно знают выпускников Вагановки, а вот знакомство с ними московского зрителя – заслуга Цискаридзе. Три года подряд он вывозит коллектив на гастроли в Кремлевский дворец съездов. И если в первый год было тревожно удастся ли заполнить гигантский шеститысячный зал, то в 2018 году у зрителей впервые возникли проблемы  с билетом! Вот что значит неизбитый репертуар! Устали балетные зрители от так называемого «контемпорари».

Ну а про грандиозный успех на сцене Большого театра уже писала «С триумфальным возвращением в Большой». Когда Николай Максимович только стал ректором в новогоднем поздравлении пожелал ему возвращения в Большой театр вместе с учениками. И это пожелание сбылось в 2018 году!

Академия с успехом гастролировала не только в Москве, но и в Японии и Италии был аншлаг.

 

Обсуждение статьи

2 комментария
АННА
13.09.2018 в 2:38 пп

— Спасибо, очень интересно … !!! … Фотографии хорошие и некоторые просто уникальные … — Балет люблю с детства … !!! …

Ответить
Игорь
06.11.2018 в 9:40 дп

Пора Николаю Максимовичу поднимать из «РУИН» Большой Театр. Навести порядок в этом «гадюшнике»!!!!

Ответить

Добавить комментарий для Игорь Отменить ответ

*
*

Cледующая статья