Вверх
Комментарии

Триумф Анжелины Воронцовой на сцене Большого театра !

Елена
01.08.2024

Анжелина Воронцова, прима-балерина Михайловского и Новосибирского театров, в рамках гастрольного тура НОВАТ блистала в роли Эсмеральды на сцене Большого театра 31 июля!

Сюжет балета  о «Соборе Парижской Богоматери», главном христианском храме Франции, очень актуален после скандального шоу на церемонии открытия Олимпийских игр в Париже 26 июля. Шоу уже окрестили «черной мессой» и «сатанинским шабашом», вынудив Международный Олимпийский комитет принести извинения в то время как во французских храмах шли молебны «очищения» от скверны, а французы собирались толпами на улицах петь и читать  молитвы.

Виктор Гюгю в молодости — в годы написания «Собора Парижской Богоматери»

Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» фактически спас главный собор Франции от сноса, ибо к моменту публикации в марте 1831 года представлял собой фактически руины. Великая французская революция пощадила собор, который в 1802 году был возвращен церкви и там два года спустя состоялась коронация императора Наполеона. Но после 16 летней Реставрации династии Бурбонов здание пришло в плачевное состояние, произошла еще одна революция — Июльская- и при новой Орлеанской династии судьба Нотр-дам-де Пари повисла на волоске. И в борьбу  сохранение храма с восьмивековой историей включился самый знаменитый писатель Франции того времени Виктор Гюго и победил! Герои романа, одним из которых стал сам готический собор, которому посвящены две большие главы, настолько увлекли читателей, что возникло мощное движение за сохранение собора, была создана правительственная комиссия, собор восстановили и освятили заново 31 мая  1864 года уже при Второй империи. Формы государства,монархии и республик, и династии   меняются, а собор стоит уже восемь веков! В 21 веке он опять на реставрации после грандиозного пожара.

Сюжет и герои этого романа Виктора Гюго востребованы театром, музыкой, кино уже три столетия! Первая опера «Эсмеральда» была поставлена Луизой Бертен на либретто, написанное самим автором в 1836 году. Вторая одноименная опера была написана Александром Даргомыжским и поставлена  в России в декабре 1847 года. Балет Цезаря Пуни под тем же названием увидел свет в 1844 году в Лондоне. Вышеперечисленные авторы стали соучастниками и помощниками Гюго в битве за сохранение главного собора Франции.

Но подлинный ренессанс сюжета о цыганке Эсмеральде и горбуне Квазимодо наступил в ХХ и ХХI веках. Перечислим фильмы под названиями «Эсмеральда», «Горбун из Нотр-Дама», «Собор Парижской Богоматери» по годам : 1905, 1911, 1917, 1922, 1923, 1939, 1956, 1966, 1976, 1982,1986,1996, 1997,1999,2002, 2023! Это только фильмы и сериалы! А еще мюзиклы, самый знаменитый из которых поставлен 16 сентября 1998 года Рикардо Кочанте. В начале нулевых арии из «Нотр Дам -де-Пари» звучали едва не из каждого утюга! Чем объясняется такая популярность сюжета о храме в эпоху научного прогресса, полетов в космос и воинствующего атеизма? Историкам культуры еще предстоит ответить на этот вопрос.

Выдающийся французский композитор Морис Жарр написал музыку балета «Собор Парижской Богоматери», поставил его великий балетмейстер Роман Пети в 1965 году на сцене Оперы Гарнье в Париже, а костюмы создал великий кутюрье Ив де Сен-Лоран. Тройка великих создала шедевр на все времена!

Ролан Пети, ставший первым исполнителем Квазимодо, с Ивом де Сен-Лораном и артистами после премьеры: «Я хочу, чтобы было забыто средневековье и для зрителей прояснился трагический смысл творения Гюго».

Для Ролана Пети Эсмеральда — француженка, выросшая среди цыган. В этом ее отличие от «Эсмеральд» предыдущих редакций с козочкой и бубном.

Балет Пети шел на сцене Большого театра c 2003 года, где Квазимодо блистательно танцевал Николай Цискаридзе, а сейчас стоит в репертуаре Новосибирского театра, директор которого Владимир Кехман сделал все для того, чтобы постановка состоялась.  Сейчас шедевр Пети в России можно увидеть только в НОВАТ.

Отрывок из интервью Анжелины Воронцовой о подготовке роли Эсмеральды на сцене НОВАТ:

«Теперь о вашем персонаже. В балете Ролана Пети образ Эсмеральды отличается от традиционных прочтений этой героини – здесь Эсмеральда более чувственная, более «роковая». Чем вам близко такое прочтение, или, может быть, есть в нем что-то, что вас отталкивает?

– Да, этот балет поставлен совсем по-другому, в отличие от предыдущих балетных постановок по роману Виктора Гюго. В балетах на этот сюжет, созданных в XIX веке Цезарем Пуни, Жюлем Перро, действие разворачивалось вокруг Эсмеральды. Ролан Пети предложил совсем другое прочтение и романа и образа – в его Эсмеральде чувствуется «французскость», если можно так выразиться. Она в меру раскованная, но при этом не вальяжная, не развязная, она чувственная, но при этом довольно сдержанная, понимающая свои желания и власть своей женственности. Сочетание чувственности и строгости – это тот французский стиль, которому хотелось бы научиться, понять, пропустить через себя.

– Артисты, которые работали с Роланом Пети, говорят, что он мог внести изменения в текст партии, ориентируясь на индивидуальность танцовщика. В вашей Эсмеральде есть что-то от Анжелины?

– Известно, что сам Ролан Пети мог изменить рисунок роли для того, или иного артиста. Он очень хорошо чувствовал актерскую индивидуальность и всегда учитывал ее, вводя артиста в свои спектакли. Но сейчас мы в другой ситуации – работаем не с самим мастером, а с Луиджи Бонино, который прекрасно показывает, делает точные и четкие замечания, ставит понятные задачи, и от себя – от Анжелины Воронцовой – я стараюсь ничего не привносить, а наоборот, как можно точнее и бережнее относится к тому рисунку, который создал великий Ролан Пети. Я, вообще, стараюсь как можно меньше привносить в свои роли себя, поскольку моя индивидуальность в любом случае проявится на сцене. Мне, наоборот, интересно уйти от себя, чтобы это была не Анжелина в партии Эсмеральды, Эгины, Никии, а это были абсолютно разные героини, каждая со своей историей, со своим лицом. Сейчас моя главная задача – четко выполнять задачи, которые ставит Луиджи, чтобы партия получилась хореографически очень чистой, чистой по исполнению. Это основополагающая черта французской хореографии

Анжелина Воронцова готовила роль Эсмеральды под руководством своего учителя Николая Цискаридзе. Видео ниже показывает момент репетиции. Сначала  «Павлова и Чекетти», а с середины — дуэт Эсмеральды и Квазимодо.

Описание невероятного выступления Анжелины прорвалось даже на страницы форума «Друзья большого балета»! Приведу этот отзыв, пока администраторы, не первый год воюющие с поклонниками балерины, его не удалили. «Ника 23»: «Анжелина не лучшая, она лучшая из лучших — единственная! Фурор, полный триумф! Большой давно не видел ничего подобного, чтобы весь зал как единый организм, не дыша, сопереживал происходящему на сцене, а потом взорвался бесконечными овациями и криками БРАВО!»

Чудеса продолжаются. Павел Ященков на страницах «Московского комсомольца» отдал пальму первенства из двух ( в первом блистал Иван Васильев) составов второму: «Еще более впечатляющим оказался на гастролях второй состав: Эсмеральда Анжелины Воронцовой, как и должно быть в трактовке Пети, не робкая овечка, а секс-бомба, знающая свою силу и привлекательность. Как удав на кролика, воздействовал на толпу Клод Фролло Никиты Ксенофонтова, словно гипнотизер, усмиряющий или возбуждающей ее своими пассами руками. Психологически точный по игре, своим танцем и мощными прыжками он тоже раскрывал противоречивое душевное состояние своего героя».

Анжелине задали вопрос об огромных размерах сцены театра в Новосибирске. Ответ был: «Скучаю по огромной сцене Большого театра, сцена Михайловского кажется маленькой, а вот на новосибирской чувствую себя превосходно». Не только балерина скучала по Большому, но и театр по ней. Долгожданная встреча получилась вдохновенной. Недавно Анжелина стала Заслуженной артисткой России. А как сложилась судьба Ольги Смирновой, которую худрук Сергей Филин двенадцать лет назад в ноябре 2012 года ставил в пример Анжелине как идеальную по комплекции Одетту-Одиллию? Сразу после начала СВО прима Большого демонстративно покинула родину и осела в Нидерландах, так как США не выдали ей визу для работы в вожделенном Американском балетном театре. Молчание. Пропала в безвестности на чужбине. Даже балетфренды ее забыли, так же как и Сергея Филина, бывших директоров Большого Иксанова и Урина. Нет их. А вот Анжелина блистает и будет блистать на сценах лучших театров России! Так держать! Браво!

Пожелаем талантливой балерине получить звание Народной артистки России и окончательно вернуться на сцену Большого театра, которую она покинула летом 2013 года из-за интриг вышеназванных деятелей.

А у зрителей, аплодирующих шедевру Пети, возник резонный вопрос к деятельности «эффективных менеджеров» Большого театра: почему Кехман так сумел заключить контракт с правообладателями «Собора Парижской Богоматери», что и сейчас балет продолжает идти на сцене Новосибирска, его привозят на гастроли и никаких нареканий, никто не запрещает его показывать? Директора Большого Иксанов и Урин  умудрились так  заключить контракты на постанову западных балетов и опер, что теперь они не идут на сцене Большого! Колоссальные деньги исчезли в черной дыре! Более того, Иксанов по случаю открытия исторической сцены Большого после реконструкции в спектакль «Спящая красавица» ( постановка российского балетмейстера Юрия Григоровича) пригласил итальянского художника Фруджиери, который после начала СВО запретил показ спектакля со своими костюмами ( костюмы Вирсаладзе были удачнее) и ДВА года «Спящая» не идет на сцене Большого! Это как надо было заключить контракт? Кехману спасибо, что его грамотные юристы сохранили спектакль для России!

Обсуждение статьи

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья