Вверх
Комментарии

Мария Хорева, Анастасия Нуйкина и Дарья Ионова, или Как выпускницы Академии русского балета из богинь превратились в муз на сцене Мариинского театра.

Елена
24.07.2018

 

Не успели выпускницы Академии Мария Хорева и Анастасия Нуйкина покорить столицу в образах богинь на сценах большого театра и Кремлевского дворца съездов, не успели отгреметь литавры духового оркестра в их честь во время вручения дипломов на блестящем выпускном балу в Екатерининском дворце как изумленные зрители северной столицы увидели двух красавиц на сцене Мариинского театра в ролях муз 21 июля!

Мария Хорева и Анастасия Нуйкина вместе с Дарьей Ионовой предстали как музы Терпсихора, Полигимния и Каллиопа под водительством бога солнца и искусств Аполлона, премьера Мариинки Ксандера Париша.

Шедевр Джорджа Баланчина, окончившего то же учебное заведение под именем Георгия Баланчивадзе, «Аполлон Мусагет» идет в Мариинке давно. А вот в репертуаре Большого театра этот балет не удержался.
В «ревущие двадцатые годы» прошлого столетия, когда дамы стали коротко стричь волосы и ходить в мини юбках, а молодежь с восторгом постигала модный танец чарльстон, джаз завоевывал сердца миллионов, балетмейстер Баланчин вместе с композитором Стравинским обратился к античности, французскому театру классицизма 17 века и Мариусу Петипа, утверждая в меняющемся и грохочущем автомобилями и самолетами мире вечные ценности.
История балета «Аполлон Мусагет» или «Аполлон — водитель муз», самый любимый балет Баланчина, потому что в нем он оознал сам себя и свой уникальный стиль, так описывается в биографии хореографа в главе под названием «Баланчинский бал Рождение Аполлона»:
«В 1927 году богатая американская меценатка – Элизабет Спрэг Кулидж заказала Стравинскому партитуру для фестиваля современной музыки в Вашингтоне. Композитор, известный своим изощрённым пристрастием к точности, выяснил, что размер сцены в зале камерной музыки Библиотеки Конгресса США чуть больше восьми метров в длину и шести в глубину, и уместиться на ней может не более пяти исполнителей. Стравинский заказ выполнил точно, написав партитуру для камерного состава оркестра – струнный секстет с первыми и вторыми скрипками, альтами, первыми и вторыми виолончелями и контрабасами. Мировая премьера сочинения в постановке Адольфа Больма состоялась в Вашингтоне 27 апреля 1928 года, на шесть недель раньше парижской премьеры в дягилевской труппе…
Второй, основной эпизод, «Аполлон Мусагет», начинается с продолжения темы взросления бога-юноши, овладения тайной взаимосвязи движения и ритма, пространства и времени. Затем перед богом-повелителем предстают три музы: Каллиопа – муза поэзии, Полимния (Полигимния) – муза мимики и Терпсихора – муза танца. Центральным событием этого эпизода, восходящего к известной сюжетной парадигме – «Суд Париса» – является состязание муз, стремящихся добиться благосклонности бога. Строгий арбитр, оценив их способности и возможности искусств, представленных ими, отдаёт предпочтение Терпсихоре. В финале Аполлон слышит призыв Зевса и, увлекая за собой муз, восходит на вершину Парнаса, навстречу колеснице, спускающейся за ним с Олимпа. Сценарная основа балета неотделима от изначально задуманной стилистической амальгамы, совмещающей в себе античные истоки, стилистику французского придворного балета XVII века и современный взгляд на обе эти легендарные культурные эпохи.»

Так рождался неоклассицизм в балетах Баланчина. Известный театральный критик Вадим Гаевский описывает Аполлона и трех муз, которые первоначально являлись «воспитательницами» новорожденного бога следующим образом:

“Откуда явились эти девушки-музы? Явно не из сказки, как феи и принцессы классического балета эпохи Мариуса Петипа. Но это и не ожившие миражные красавицы старинных гобеленов, и не фигурки, сошедшие с фризов еще более старинных храмов или дворцов, что происходило в мирискуснических балетах эпохи Михаила Фокина, Александра Бенуа и Льва Бакста. Нет, тут совершенно иной портрет, иной образ, не менее художественный, но более актуальный. Как кажется, девушки-музы явились из репетиционного зала или художественной мастерской, это начинающие модели художников или будущие балерины. Все они разные – по темпераменту, по повадкам, но всем присуще неожиданное качество – деловитость, это почти готовые профессионалки. И они пришли к Аполлону не столько для того, чтобы завоевать его, а чтобы получить свое амплуа, свою роль в складывающемся раз навсегда мифологическом спектакле. Каллиопа, муза поэзии, получает дощечку, Полигимния, муза мимики, получает маску, Терпсихора, муза танца, получает лиру. Эта центральная сцена балета напоминает не только мифологический агон (спор, соревнование), о чем речь идет впереди, но и современный кастинг, и опять-таки очевидно, что из этих пересечений античных и актуальных ассоциаций рождается стилистический эффект балета».

Слово «кастинг» напоминает о кинематографе, который в 20 годы становился наиболее массовым и популярным, наиболее демократичным искусством — и бедняки и миллионеры смотрели фильмы в одних и тех же залах. Тогда не было домашних кинотеатров. А с миром новой моды балет соединила великая Мадемуазель Коко Шанель. Костюмы Аполлона и муз — ее творчество.
Ну а как «вечный сюжет» прозвучал в исполнении вчерашних выпускниц Академии русского балета? С приходом Николая Цискаридзе ректором Академия стала вызывать у СМИ и телевидения огромный интерес. Не только специализированные журналы о балете, но и массовые издания стали регулярно публиковать материалы о ней, а также интервью с преподавателями и выпускниками. Имена ведущих педагогов узнала вся страна, а многие родители впервые из передач с участием ректора узнали о великолепном бесплатном хореографическом образовании для своих детей. За пять лет ректорства Цискаридзе число абитуриентов значительно возросло, и если раньше из-за маленького конкурса мальчиков приходилось фактически брать всех, то после популяризации условий обучения и приема на телевидении, в СМИ и в интернете появилась возможность выбирать лучших детей со способностями.
В русле наметившейся тенденции ведущий педагог Академии Людмила Ковалева дала интервью вместе со своей ученицей Марией Хоревой известному журналу «La Personne”.

https://www.lapersonne.com/post/vaganova-ballet-academy-luidmila-kovaleva

В интернете это интервью вызвало некоторое недоумение подробным рассказом о выпуске прославленной примы Мариинки Дианы Вишневой более двадцати лет назад, причем «с валидолом». Так волновалась педагог о будущей звезде. Но на наш взгляд все закономерно. Представляя новую ученицу, педагог напоминает читателям о ее легендарных предшественницах. Это такой тонкий намек на возможность звездной судьбы и для этой совсем юной девочки.
Сама Маша «современность» педагога оценивает способностью освоить айфон последней модели. Значит учитель «в тренде», технически подкован, ну и можно вполне ему довериться.

 

Мария Хорева вышла на сцену в выпускных спектаклях богиней утренней зари Авророй. Это невероятная удача, можно сказать символическая, для совсем еще юной балерины дебютировать на сцене прославленного Мариинского театра музой танца Терпсихорой. Знак судьбы — ты входишь во взрослую жизнь музой танца, главной музой тех, кто выбрал балет своей профессией. Это ко многому обязывает, но Мария со своей задачей справилась блестяще. Главная партия этого балета в ее исполнении прозвучала и звонко и изящно. Выбор Аполлоном Терпсихоры из трех муз ни у кого из зрителей сомнения не вызывает. И фамилия французского танцовщика Париш созвучна с именем Парис, древнегреческому герою которому тоже пришлось выбирать из трех богинь прекраснейшую. Разве мог балетмейстер предпочесть кому то Терпсихору? Но исполнительница и должна убедить зрителя в верности концепции хореографа, то етьс станцевать ярче и интереснее всех.


Дарья Ионова первой предстала перед Аполлоном музой эпической поэзии Каллиопой .
Положив дощечку для письма, она начинает танцевать, надеясь вызвать одобрение бога искусств, но, увы, он остается недоволен.
Анастасия Нуйкина не участвовала в знаменитом «Розарии» или па-де катре богинь. Но в мариинском спектакле ей досталась роль более сложная, так как Полигимния — это самая загадочная, мистическая и сакральная из всех девяти муз. Если с Терпсихорой все ясно — покровительница танца, то Полигимния окутана тайной. Это самая сакральная из девяти парнасских сестер. Ошибки в ее толковании или выборе на ее роль неверного исполнителя дорого обходятся. Не избежал этого и Баланчин.
Полигимния предстает перед зрителем с маской и приложенным к губам пальцем — знаком молчания, отсутствием слов. Как же так получилось, что Полигимния оказалась разлучена со словом? Как она оказалась музой мимики, как утверждается в либретто балета? Пантомима, покровительницей которой Полигимния неожиданно оказалась в Википедии, обходится без слов, исполнитель изъясняется жестами.
Но какой была, как говорится, зона ответственности музы Полигимнии в античности? Какие функции закрепили за ней древние эллины в седые времена? Полигимния как и Каллиопа с Эвтерпой и Эрато покровительствовала поэтам, но только тем, которые слагали торжественные гимны богам. Отсюда ее имя. Как пример — Гомеровские и орфические гимны. Полигимния была ответственна за человеческое слово, обращенное к божеству. Сакральная связь между богами и человеком через слово была закреплена за нею. Полигимния не является покровительницей музыки как иногда считается, хотя гимны пелись.

Те, кто не понимал сакральной сущности музы Полигимнии или искажал ее сознательно или нет, мистически сталкивались с проблемами. Вот как случилось с Большим театром. Над его зрительным залом парят девять муз с Аполлоном на Парнасе . Но в атеистическом и либеральном 19 веке обращения к божеству словом были не в чести. Автор парнасской композиции решил заменить Полигимнию музой изобразительного искусства, которой никогда не было в античном пантеоне. Может беды Большого театра от пожаров 19 века до скандалов наших ней мистически связаны с этим нарушением сакральной иерархии муз и отсутствием той музы, которая отвечает за связь человека с божеством?
Баланчин тоже столкнулся с проблемой после искажения сути Полигимнии. Во втором античном балете «Орфей», героем которого стал сын Аполлона и музы Каллиопы, роль Эвридики станцевала его жена, несравненная Леклерк. Увы, ее судьба во многом повторила судьбу жены Орфея, ставшего жертвой соперничества Аполлона и Диониса.


И когда вспоминаешь подобный «контекст» античной трилогии Баланчина, то понятна сложность задачи Анастасии Нуйкиной. Но и она преодолела сложности смысловые и хореографические успешно. И могло ли быть иначе, когда речь об Аполлоне? Когда ректор Академии несколько лет назад захотел перейти в Мариинский театр, то мудрый Валерий Гергиев ему заметил: « Николай, ты всегда будешь ассоциироваться с квадригой Аполлона». И многолетний педагог Цискаридзе Марина Тимофеевна Семенова неоднократно повторяла, указывая на парящую квадригу : «Ты служишь ему во все времена, что бы не происходило кругом». На торжествах в честь получения диплома педагога Семенова сказала:»Коля, мы с Галей (имеется в виду Галина Уланова) не просто так тебя выбрали. Мы верим, что этот диплом не бумажка, а что ты будешь заниматься этим серьезно. И учти, что эта профессия дается бескорыстно, и если ты видишь талантливого ребенка, ты обязан ему помочь».

И вот настал тот день, когда выпускницы Академии тоже успешно прошли своего рода кастинг у бога искусств Аполлона на сцене Мариинского театра. Ректор сдержал слово, данное двум великим балеринам.

Обсуждение статьи

3 комментария
зоя
19.08.2018 в 10:58 дп

Спасибо за интересный цикл статей, Елена.
Экскурс в мифологию, предпринятый Вами в этой публикации, очень даже оправдан и интересен. Но у меня при чтении возникли некоторые возражения. Во-первых, засомневалась в том, что «Апполон М» в репертуаре БТ не удержался: я буквально пару лет назад видела его на Новой сцене со Смирновой и Чудиным. И надо сказать, что там он выглядел совершенно по-другому, чем на приведенном Вами видео. Мне вообще показалось, что это разные редакции. К сожалению, мне не понравился спектакль ни БТеатровский, ни Мариинки. К выпускницам этого года, совсем юным балеринам, конечно, претензий нет, они показали, на мой взгляд, очень достойный уровень и можно только поздравить их с таким значимым дебютом на профессиональной сцене.
И очень большое возражение вызывает «концепция», если можно так сказать, Гаевского. Мне она кажется совершенно необоснованной, какой-то вымученной, плодом не «ума холодных наблюдений», а бесплодного умничанья.

Ответить
Елена
20.08.2018 в 12:10 пп

Спасибо за добрые сова в мой адрес, дорогая Зоя. Конечно цикл статей о балете будет продолжен. Вы упомянули мифологию, муз, мне бы хотелось написать отдельную статью о музах в современном искуссттве. Понимание их роли в последнее время становится слишком экстравагантным. Например, случайно в интернете наткнулась на фильм 2018 года «Муза смерти». Смотреть этот бред не смогла, но что меня изумило — этот кошмар имел литературную основу, а не был порождением разыгравшегося воображения режиссера. Испанский писатель Хосе Карлос Сомоза, лауреат множества премий, в романе «Дама номер 13″,» мрачном и вдохновенном одновременно, предлагает погрузиться в стихию поэзии, которой управляют владычицы слов и снов — загадочные дамы. Роли двенадцати из них определены, но существует и таинственная тринадцатая…» Вот такая аннотация. В современном западном романе музы предстают как угрожающие человеку сущности. Почему? Что случилось? Как те, кто в течение столетий вдохновлял поэтов вдруг превратились в угрозу жизни и разуму человека? По-моему, надо бы разобраться в таких «хитросплетениях». Вот обидели одну музу Полигимнию и понеслось.

Ответить
Елена
23.08.2018 в 8:23 дп

Дорогая Зоя! Удивительно, но эта статья по просмотрам выходит на второе место после статьи «С триумфальным возвращением в Большой»! Балет «Аполлон Мусагет» действительно шел на сцене Большого в последний раз осенью 2012 года с Ольгой Смирновой и Семном Чудиным, а потом исчез из репертуара с приходом Урина.
О «вымученной концепции» Гаевского о музах — моделях я обязательно еще скажу в новой статье, которую сейчас пишу. Она посвящена трансформации не в лучшую сторону образов муз в современной литературе, кино и балете.

Ответить

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья