Академия русского балета имени А.Я.Вагановой отпраздновала 285 летие в 2023 году. Для выпускного спектакля ректор Николай Максимович Цискаридзе выбрал знаменитый «Оживленный сад» из «Корсара» и сюиту «Лауренсия» Крейна. «Оживленный сад» может служить метафорой десятилетия ректорства Цискаридзе в Академии. Отношение предшественников на этом посту к должности и вверенному заведению выразилось в свалке на задних дворах. До прихода Николая Максимовича помойка за фасадом прекраснейшей архитектуры улицы Росси никого не волновала. Но премьер Большого решил иначе и на месте кучи отходов возник прекрасный сад, в центре которого лично ректором был посажен дуб той породы, которую любила Агриппина Яковлевна Ваганова. Сейчас он вырос, и учащиеся в трудные для себя моменты прикасаются к нему, чтобы подзарядиться энергией.
Но и сама Академия как и сад «ожила» с приходом нового ректора. Предложил ему возглавить старейшее учебное заведение в России сам президент. Вот так об этом рассказал Цискаридзе в интервью «Московскому комсомольцу» в июне 2023 года «Со мной говорил лично Президент. И он мне сказал какие-то такие слова о том, что надо показать себя, проявиться, и сразу обозначил проблемы. Он очень хорошо был осведомлен о том, какое он мне поручает учебное заведение, в каком упадническом состоянии оно находится. Он прекрасно понимал, что у меня нет опыта, но он мне сказал, что у меня есть карт-бланш, что я могу поступить так, как я считаю нужным и должным, потому что он мне доверяет. Я был тогда очень удивлен, и мне показалось, что он немножко утрирует ужасы. Нет, он недоговаривал».
Премьер Большого театра долго колебался, представляя трудности прежде всего связанные с пресловутым различием «петербургской» и «московской» школ, точно зная, что «питерцы» примут его назначение в штыки. Он не ошибся, но все же рискнул принять предложение президента. Когда министр культуры Владимир Мединский представил нового ректора коллективу, то прямо на собрании начался конфликт. Мединский во время всеобщего крика: «Дайте министру сказать». Ему слово дали, но что началось в СМИ и на просторах интернета — не описать. Противники организовали в фейсбуке группу «Академия русского балета в осаде», где высказывались не только отдельные пользователи, но и известные балетные деятели — Алексей Ратманский, бывший худрук балета Большого и ныне руководитель Американской балетной компании в Нью-Йорке.
Уходящий ректор Вера Дорофеева пожелала своему преемнику продержаться хотя бы пару месяцев. Как видим, он «продержался» целых десять лет! И каких! Сейчас это кажется диким, но коллектив попытался устроить новому руководителю обструкцию и бойкот. Традиционно в декабре -январе на сцене Мариинского театра Академия дает новогодние «Щелкунчики». В 2013 году было запланировано восемь спектаклей. До представлений оставалось два (!!!!) месяца , а преподаватели — дамы объявили забастовку — не выходили на репетицию с девочками! Но ректор не дрогнул и стал сам проводить репетиции к немалому удивлению заслуженных дам. Когда те, осознали, что от них уже ничего не зависит, то скромно попытались вернуться в процесс, говоря, что девушек должны готовить женщины, на что Цискаридзе парировал : «А как же Чекетти готовил Анну Павлову?» Новогодние «Щелкунчики» 2023-2024 года — первая победа Цискаридзе. Было не восемь, но десять (!!!) спектаклей! Ректор никого не уволил, одна неуравновешенная дама ушла по собственной воле. Последовать за ней желающих не нашлось, потому что для коллектива и учащихся были созданы идеальные условия, начиная от зарплаты и кончая общежитиями, которые привели в надлежащий вид. «Помойка» была не только на заднем дворе, но и в документах. Не было медицинской лицензии, разрешения от пожарников, в ученом совете значились давно умершие люди и так далее и тому подобное. Долго перечислять. Цискаридзе удалось очистить сии «авгиевы конюшни» и двинуться дальше. Была проведена инспекция столовой. Появились знаменитые «капустные» котлеты под неофициальным названием «николаевские». Появились дорожки в коридорах и на лестницах — чтобы занимающиеся часто на полу дети не простужались. Была введена новая форма с помощью фирмы «Гришко». По цвету трико сразу можно было определить, какого года обучения мальчик или девочка.
Ректор нашел общий язык и с преподавателями и с детьми, и с родителями. Мединский удивлялся, что за полгода ни одной жалобы! Дорогого стоит! В детстве маленький Ника хотел быть и директором зоопарка, чтобы ходить туда каждый день и ….»воспитателем в детском саду». Удивляться не стоит — он из семьи педагога, как сам признается : «Я вырос в учительской». Его мама Ламара Николаевна была талантливым педагогом, которая сумела завоевать доверие своих учеников, получила тот самый «ключ без права передачи». И Николай Максимович сейчас вспоминает ее негласные уроки. И использует. Для лучшего взаимопонимания, читает ту же литературу, что и учащиеся и смотрит их любимые сериалы. Так он прошел и «Гарри Поттера» и «Игры престолов». И даже привез к своим воспитанникам самого Волана -де -Морта — знаменитого актера Ральфа Файнза! Но на этом не остановился и стал регулярно выводить учеников в Эрмитаж, «Русский музей», заставил их читать и сдавать ему лично литературу! Некоторым пришлось видеться с ректором по три — четыре раза! У одного из упорных «хвостистов» вырвался вопль : «И откуда Вы все это знаете!» Но лед был сломлен. Но литература литературой, но главное — получить профессию. Как строить выпускные спектакли? Первый выпуск ограничился традиционным концертом из отдельных номеров, но уже в следующем 2015 году ректор сделал блестящий выпускной спектакль!
Николай Максимович рассказал , что и как он выбирает для выпускного спектакля: «Каждый год новые люди. Конечно, они отличаются, они другой характер имеют, у них другие способности. И программы я подбираю специально для них. У каждого человека, кто учится в нашей профессии, есть свои физические особенности. У одних лучше прыжок, кто то лучше вращается, кто то более лиричный, кто то более драматический, в зависимости от этого я подбираю репертуар. И по-моему, как обычно, я не ошибся».
В тот год выпускались несколько очень одаренных детей, среди которых — Рената Шакирова и Анастасия Лукина ( Мариинский театр), Ника Цхвитария, Елена Соломянко ( театр имени Станиславского и Нимировича — Данченко), для которых были поставлены первый акт «Спящей красавицы», сюита «Лауренсия» Крейна и вариации на тему «Раймонды» Баланчина.
Позднее выпускники сделали видео «Грузинский полк», в котором рассказали о работе с Цискридзе во всех подробностях.
Были поставлены в последующие годы «Волшебные сады Наины» и «Польский бал» из опер Михаила Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», «Болеро» Равеля, «Классическая симфония» Прокофьева, «Фея кукол», финал «Пахиты», «Подводное царство» из балета «Коне,-Горбунок» Пуни, «Часы» из оперы «Джоконда», финал «Раймонды» в хореографии Григоровича, который показал насколько выросло мастерство выпускников. Не всякий театр решится показать его – несколько дуэтов, исполняющий балетные головокружительные поддержки! А ведь хореограф Вайнонен, готовя «Щелкунчик» для выпускного Вагановского училища, сознательно убрал поддержки из финала, заменив их танцами с кавалерами. Не всякий выпускник способен их качественно исполнить. Выпускники под руководством Цискаридзе блестяще справились летом 2022 года!
На сцене прославленного Мариинского театра прошли в 2023 году три спектакля. Вот так зрители принимали первый из них 8 июня .
Позже прошли уже ДВА спектакля на огромной сцене Кремлевского дворца с аншлагом! А ведь были времена, когда педагоги боялись полупустого зала в Кремле — ведь выступают дети, не прославленнеы артисты. Придет ли зритель? Зритель не только пришел, но и сарафанное радио заработало на полуню мощность. У вагановцев появилась своя благодарная публика, не пропускающая выпусные в Кремле.
Цискаридзе : «Вчера под бурные аплодисменты прошел первый московский спектакль. Два отделения и такие разные по танцу, по характеру, по настроению…..Сюита «Оживленный сад» из балета «Корсар» с включенным трио одалисок и па-де-де из первого акта — это рафинированная классика с цветочками, корзиночками и венками, «императорский балет», где царствует балерина. А сюита характерных танцев из балета «Лауренсия» — буйство эмоций, жаркий испанский колорит с шалями и кастаньетами, когда хочется пуститься в пляс вместе с артистами».
Cюита из «Лауренсии»
И напутствие от Цискаридзе выпускникам 2023 года: «Мои дети! Впереди путь к новым вершинам и победам! Запомните и приумножайте эти аплодисменты, служите зрителю и Аполлону . Творите искусство! А мои двери всегда для вас открыты.
Ваш Ректор.»
За десять лет Академия Русского балета выпустила Анастасию Лукину, Ренату Шакирову, Елену Соломянко, Алену Ковалеву, Элеонору Севенард,Анастасию Нукину, Марию Хореву, Хитееву, Михаила Баркиджиджу, Аарона-Осаву Горовца, Марию Кошкареву и многих других, кто украсил собой прославленные сцены Большого, Мариинского, Михайловского театров.
Николай Максимович сравнил Академию с …молокозаводом: «Мы производим молоко, а вот что из него получится — творог, сметана, кефир или просто…прокиснет, зависит уже от театра». Ведь карьеру делают в театре. Но и здесь выпускники Цискаридзе…не прокисли. В интернете восторженные зрители публикуют видео «Brilliant New Prima-ballerina» или » Amazing New Star». Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Мария Кошкарева, ученицей Академии протанцевав год на сцене Мариинки, все же выбрала Большой тетар! Николай Максимович рассказал, какую борьбу вели два прославленных театра за нее и еще двоих выпускниц.
В 2018 году в честь 200-лети великого хореографа Мариуса Петипа на сцене Большого театра прошел уникальный вечер с участием выпускников Академии, а после — финал «Пахиты» с участием прима-белрин Большого, которые тоже когда-то ее окончили! Это ыбло незабываемое зрелище, триумф Цискаридзе и классического танца. И сейчас в Большом уже высадился настоящий десант выпускников ректора Цискаридзе. Не хватате его самого. Но время покажет!