Вверх
Комментарии

ЦИСКАРИДЗЕ НЕ ЗРЯ ИГНОРИРУЕТ TELEGRAM-КАНАЛЫ

Елена
04.02.2020

Блестящее интервью ректора Академии русского балета Николая Цискаридзе передаче «На троих» RTVI, в котором он раскрыл сценарий общественного скандала вокруг постановки  «Нуреева» в Большом, назвал кулябинского «Тангейзера» колоссальной катастрофой русской культуры и признался, что новый министр культуры Ольга Любимова посещала спектакли с его участием, а значит, она все-таки лукавит в знаменитом ЖЖ о «нелюбви» к балету, не могло пройти незамеченным и должно было вызвать отклик. Особенно должно было напрячь некоторых сравнение Цискаридзе себя с Петром, который с потешными полками ждет своего часа на окраине Москвы.Но то, как откликнулся telegram-канал «Медиахолдинг»  не имеет равных по глупости.

Статья журналистки Вероники Степановой с грамматической ошибкой в заглавии «Крупная негативная кОмпания против руководствО Большого театра» датирована 31 января 2020 года. Сразу объясняю, что буква «о» в слове «компания» употребляется, когда речь идет о , например, нефтяной или газовой компании, но когда речь заходит о «кампании» за или против кого-то или чего-то, то употребляется буква «а».

Автор  начинает  с информации  от телеграм-канала «Медиахолдинг», предупреждающего о скором начале крупной негативной кампании ( пишу слово как положено) против руководства Большого театра, которая связана с желанием Николая Цискаридзе сесть в кресло директора прославленного театра на фоне смены руководства Министерства культуры.

Для доказательства скорой атаки на Большой в 2020 году, причем в западных СМИ (!!!!), по команде Цискаридзе , автор ссылается на интервью и статьи….из далекого 2013 года деятелей, имена и фамилии которых тогда гремели, но сейчас уже ничего не скажут современному читателю — это руководители с приставкой «экс», то есть «бывшие» директор Большого Иксанов, художественный руководитель балета Сергей Филин, начальник московского департамента культуры Сергей Капков.

У читателя  появляется ощущение бабушкиного сундука с пропахшим нафталином старьем, над которым вьются тучи моли. Этот нафталин был актуален… семь лет назад. Читателем раскрывают тайну подковерных битв того времени, когда «группа во главе с премьером Медведевым, хорошо понимающая цену такому руководителю», не позволила «интригану» Цискаридзе стать во главе Большого театра. В январе 2020 года, когда народ открыто радовался долгожданной отставке премьера Медведева, чей рейтинг упал донельзя низко, об этом лучше не напоминать. Кадровые решения Дмитрия Анатольевича будут восприняты с точностью до наоборот. Ну как в знаменитой сцене Алисы Фрейндлих (Любовь Прокофьевна) и Лии Ахеджаковой (Верочка) из «Служебного романа» о сапогах : «Вызывающие сапоги», «Значит , нужно брать». Вот так может быть воспринято кадровое решение премьера Медведева о директоре Большого в 2020 году: раз Медведев против, значит Цискаридзе подходит на эту должность!

И об этом свидетельствует коллективное письмо двенадцати деятелей культуры, обратившихся в ноябре 2012 года к президенту Путину с просьбой назначить Николая Цискаридзе директором Большого театра вместо упомянутого выше Иксанова. Вот эти имена, хотя  многих , увы , нет в живых , не померкли и не померкнут в истории русской культуры. Это выдающиеся режиссеры и художественные руководители прославленных театров Олег Табаков (МХАТ имени Чехова и «Табакерка), Марк Захаров («Ленком») Галина Волчек ( «Современник»), Владимир Андреев ( театр имени Гоголя), народные артисты СССР, прима и премьеры Большого театра в его «золотой век» Елена Образцова, Зураб Сотктлава, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, ректор Московской государственной хореографической Академии Марина Леонова, выдающийся тренер Ирина Виннер и прославленный сатирик Геннадий Хазанов.

Далее была какая то странная история с извинениями и якобы отозванными подписями, но многие, в том числе Ирина Винер продолжали утверждать, что никогда не отзывали свои подписи. Думаю, мы узнаем в конце концов всю интригу с этими «отозванными подписями». Если автору статьи так нравиться вспоминать пожелтевшие от времени страницы старой прессы, то извольте! Интернет хранит все! Вчитаемся внимательно в текст журналиста Игоря Вырабова «Цискаридзе попутал» на страницах серьезной «Российской газеты» от 23 ноября 2012 года. Это текст об якобы отозванных подписях, но умный читатель поймет между строк, особенно после нынешних заявлений про «группу премьера Медведева», которая против. Игорь Вырабов, ссылаясь на Михаила Швыдкого, который раскопал всю эту историю, недоумевает «ждешь от авторов письма — уж они то найдут из своего конфуза, выход, достойный их таланта, вкуса, чувств меры и такта? Ан нет, одни отвечают мимоходом, другие дежурно, третьи шлют извинения на бланках своих учреждений. даже не пытаясь изобразить интонацию, за которую потом не стыдно…И все дружно отзывают свои подписи». А вот стыдно за вранье должно быть журналисту Вырабову и повторящей за ним байку об отозванных подписях Веронике Степановой. Из двенадцати подписавших в тексте упомянуты Образцова, Соткилава, Лавровский и Хазанов. Про Табакова сказано, что отвечал «уклончиво». Винер не ОТЗЫВАЛА подпись, о чем сказала открыто. О других — Андрееве, Леоновой, Фрейндлих, Волчек — автор молчит, но утверждает «дружно отзывают подписи»! А ведь сам проговаривается  как неохотно, дежурно отвечали на вопросы прославленные артисты. Уверена, что скоро мы узнаем все об этих якобы «отозванных» подписях. Но возьмем на заметку, кто высказался за Цискаридзе как директора Большого и в письме назвал его «символом Большого театра».

Но Веронике Степановой это невдомек и с плохо скрываемой иронией она пишет о «крахе» амбиций премьера Большого : «Зато Николаю нашлось место в жюри в одном  из танцевальных шоу». Эта фраза раскрывает полное незнание материала! Как это нашлось, если   с 2006 по 2013 годы  Николай Цискаридзе был неизменным членом жюри в шоу канала «Россия » «Танцы со звездами»! Место председателя этого конкурса «досталось» ровно на один сезон Сергею Филину в 2015 году. На один сезон, потому что зрители негодовали, писали протестующие письма с требованием убрать «тупого как пробка» Филина, не умеющего связать двух слов. Это был сокрушительный  провал на телевидении бывшего худрука Большого театра. Больше его никуда не приглашали во избежание конфуза.

А вот Цискаридзе уже ПЯТЬ лет с осени 2015 года лет является председателем жюри, состоящего только из народных артистов России, конкурса юных талантов «Синяя птица». Передача имеет запредельно высокие рейтинги, пропагандирует классическое искусство и помогает, по словам бессменной ведущей Дарьи Златопольской, «взлететь юным талантам». В финале последней передачи коллега Цискаридзе по жюри выдающийся пианист современности Денис Мацуев рассказал о том, что передачу смотрят выдающие музыканты Запада! Вот уровень передач и жюри, в которых участвует Цискаридзе! На этой передаче побывали самые известные исполнители современности, режиссеры, цирковые артисты, драматические актеры, композиторы, поэты — всех перечислить просто не представляется возможности. И это круг тех, кто уважает, восхищается и общается с Николаем Цискаридзе!

Общение с выдающимися современниками не ограничено передачей «Синяя птица». Общие интересы связали Академию русского балета и Эрмитаж через спектакли на сцене Эрмитажного театра, где с учениками встречается Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, выдающийся искусствовед современности. Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, специально берет интервью у Николая Максимовича в своей передаче!

Это очень небольшая часть встреч и бесед ректора Академии русского балета, но после восторженных слов выдающихся деятелей культуры, что значит мнение «эффективного театрального менеджера» Иксанова, который исчез с театрального горизонта на семь долгих лет? Ни о каких его успехах на театральном поприще никто не слышал.  В каких театрах он работал? Какие спектакли поставлены при его участии? И это тоже показатель. И кого сейчас интересует, как Иксанов оценил Цискаридзе в интервью от 2 февраля 2013 года?

А Михаил Швыдкой, который говорил летом 2013 года о «возвращении Цискаридзе в Большой как самоубийстве» в октябре 2019 года сам приглашает ректора принять участие в своей передаче «Агора» о проблемах образования в России. Изменил мнение на лучшее?

 

И уже совсем недоумение вызывает фраза о «противостоянии в руководстве Академии русского балета»! Автор, проснитесь! На дворе — 2020 год! Сплетни и слухи о том, кто и как назначил Цискаридзе ректором, упорно распространяемые Ксенией Собчак в 2013, ничего не стоят! Эта дама окончательно похоронила свою репутацию скандальным проездом на катафалке и другими выходками, после которых никто из нормальных здравомыслящих людей не сочтет ее «светочем разума». Поэтому не стоит повторять за ней ее «бредовые фантазии». Должность ректора Цискаридзе предложил  Владимир Путин на заседании Совета по культуре при президенте России 2 октября 2013 года.

После этого Цискаридзе был  избран ректором коллективом Академии русского балета практически ЕДИНОГЛАСНО в ноябре 2014 года на пять лет. Отношения  в коллективе великолепные. Об этом масса свидетельств. Ну вот хотя бы это видео от коллег и учеников под названием «Грузинский полк». Послушайте и посмотрите с какой теплотой о Николае Максимовиче говорит художественный руководитель Академии несравненная Жанна Аюпова, руководители факультетов и кафедр, преподаватели и ученики! Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

Автор пишет о «несопоставимости опыта, и руководящего и ведения финансовых дел» Урина и Цискаридзе. Во-первых, директор Большого и ректор Академии находятся в разных возрастных категориях. Владимир Георгиевич Урин в марте этого года отпразднует свое 73 летие, в то время как Николая Максимовича месяц с небольшим назад в канун Нового года 31 декабря  коллеги и ученики поздравили с 46 летием. Оба родились, выросли и сформировались в разные эпохи, принадлежат к разным поколениям. Автор считает огромным достижением Урина приход в Большой театр режиссеров Дмитрия Чернякова и Тимофея Кулябина. Помилуйте, но Черняков обосновался на сцене Большого с начала нулевых! Скоро будет двадцать лет его сотрудничеству с театром! И право, публика уже подустала от черняковских «шедевров». В 2020 году это уже не носит оттенка новизны. Поэтому Урин заменил «Евгения Онегина» в постановке Чернякова на еще более скандальный спектакль, в котором Онегин приезжает в гости к Лариным   с ….медвежьей головой!!! Можно только гадать о реакции  Галины Вишневской на этот новый  «шедевр»!  Великая певица была в шоке от постановки Чернякова и обещала не переступать порога Большого, пока она там идет! Вот характер и темперамент! Но сейчас  с легкой руки Урина на сцене Большого идет более радикальный «Евгений Онегин». Нет конца прогрессу!

А вот Кулябина пригласил действительно Урин после скандального «Тангейзера», который ни к культуре вообще, ни к русской культуре в частности не имеет отношения. Цискаридзе сто раз прав, когда объясняет искажение замысла композитора Вагнера, написавшего собственноручно либретто оперы про то, как человек метался между язычеством и христианством и выбрал в финале христианство. В Большом молодой режиссер поставил две оперы «Дон Паскуале» Доницетти и «Русалку» Дворжака, которые не стали  событиями в культурной жизни столицы.

Николай Цискаридзе успешно руководит Академией седьмой год и какого только опыта он не приобрел за это время, имея ДВА высших образования, педагогическое и юридическое! Разнообразию этого опыта можно только удивляться! На этом сайте успехи в финансовой и хозяйственной деятельности были подробнейшим образом описаны ну хотя бы в статье «Шестой год во главе Академии русского  балета». Бывшему прекрасному принцу Большого театра пришлось заниматься и расселением студентов в общежитии — до него жили как сельди в бочке по шесть человек в комнате, сейчас по двое, и проблемами столовой. Ученики заявили: «Вот Вы не любите рыбу,  а ее  в столовой невкусно готовят!» Цискаридзе попробовал и сделал замечание персоналу. В меню появились капустные котлеты, полезные для танцовщиков не только витаминами, но и позволяющие держать вес в норме, которые учащиеся назвали «николаевскими». Решал вопросы с пожарной безопасность. Ввел единую форму для учеников разных классов. Теперь по цвету балетной туники можно определить из какого класса, младших или старших, ученица. Но это все быт.

Замечательно у Цискаридзе и с творческим опытом. Блестящие выпускные спектакли вместо  традиционных концертов. Разнообразие репертуара: возобновление как забытых балетов «Фея кукол» или сцен из «Конька-горбунка», польского бала из «Ивана Сусанина», «Волшебных садов Наины» из «Руслана и Людмилы». Об этих спектаклях тоже подробно писалось на этом сайте. Николай Максимович стал пробовать себя и успешно в роли хореографа. Ну и традиционные новогодние «Щелкунчики» на сцене Мариинского театра. В этом году — с интерактивными декорациями!

После длительного перерыва Академия стала гастролировать! И не только в Москве, что стало хорошей традицией, но и за границей! География этих поездок обширна — Япония, Италия, Германия! Везде коллектив юных исполнителей встречают восторженно!

Возобновилась издательская деятельность. Печатаются многотомные издания, как, например, «История Петербургского балета», книга с уникальными документами о Марине Семеновой, недавно вышла монография Натальи Зозулиной о выдающемся хореографе современности Джоне Ноймайере.

Ежегодно проводится научная конференция, посвященная наследию Мариуса Петипа, мемориальную доску с именем которого установили на здании Академии благодаря усилиям Цискаридзе! Об этом восторженно говорил выдающийся хореограф Олег Виноградов: «Вы осуществили то, чего я добивался много лет!»

Ученик Академии активно участвуют в международных конкурсах, в Лозанне, и восстановлен конкурс Vaganova Prix.

За почти семь лет работы в Петербурге сделано немало. Но а теперь закончу тем, чем Вероника Степанова начала свою статью : «Нелюбовью Цискаридзе к Большому театру». Это тоже наглая ложь. Неоднократно Цискаридзе называл Большой театр своим домом, где он прослужил гораздо дольше того же Урина. Если Владимир Георгиевич с Большом с июля 2013, то есть почти семь лет, то Николай Максимович — с осени 1987 года, когда впервые вышел на прославленную сцену среди учеников Московского хореографического училища, то есть 26 лет! Огромный срок! Чего не любит Цискаридзе, так это плохих постановок. А это разные вещи. И если в будущем зарубежные СМИ раскритикуют какую-то постановку Большого, то не стоит видеть за этим «направляющую руку Цискаридзе». Простите, но глаза есть у всех. Зрители подтверждают мнение Цискаридзе о катастрофическом падении уровня кордебалета. А как хочется свои недоработки приписать «подрывной деятельности» бывшего премьера. Поживем-увидим.

Веронике Степановой хочется пожелать проявлять побольше любознательности в отношении фактов и поменьше слушать Ксюшу Собчак.  Если раньше Цискаридзе был лицом Большого театра, то после шести лет успешного руководства старейшей балетной школы России он стал лицом всего русского балета!

Всего вам доброго!

 

 

 

Обсуждение статьи

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья