Вверх
Комментарии

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА С МАРИСОМ ЛИЕПОЙ.

Елена
03.08.2018


Примечание автора. Статья написана в мае 2012 года.
Снег, слякоть, настроения никакого. И вдруг словно поток света и тепла окутывает меня — через дорогу с огромного билборда смотрит Красс — Марис Лепа, легенда Большого балета, а по моему мнению лучший танцовщик золотой эпохи театра.
Вчитываюсь в текст: 12 апреля благотворительный Фонд Мариса Лиепы проводит в Большом театре концерт, посвященный его памяти. Тут же контактные телефоны для заказа билетов. Понимаю, почему с осени прошлого года на меня обрушился поток информации, связанной с семьей Лиепы — документальный фильм о сыне Андрисе, воспоминания Людмилы Семеняки, и, наконец, в самолете в журнале «Трансаэро» рассказ жены Андриса Екатерины о том, что их дочь Ксения не хочет быть балериной в нарушение семейной традиции. Я почувствовала уже тогда, что мое внимание фиксируется — не пропусти! И не пропустила. Звоню в Фонд, бронирую билет и еду в Гостинный двор его выкупать.
По дороге вспоминаю, как двадцать четыре года назад осенью 1988 упустила последний шанс лично выразить восхищение таланту великого мастера. Дело было так. Последний год аспирантуры в МГУ. Иду темным вечером в высотку на Воробьевых горах. Вдруг со мной заговаривает незнакомая девушка: «Вам не нужен билет на встречу с Марисом Лиепой?» Останавливаюсь в изумлении: «Конечно нужен, а где она проходит?» «Здесь, в стекляшке». Иду в здание, в котором пять лет слушала лекции по истории, но не ожидала встречи с солистом Большого театра. Его рассказ печален, о ссоре с главным балетмейстером Юрием Григоровичем в результате интриг и наговоров, о его нежелании выяснять отношения и доказывать, кто прав, а кто виноват, об отсутствии ролей, и все о новых творческих планах, уже с Большим не связанных. Я чувствовала, что должна была бы подойти и сказать несколько простых, добрых слов, но постеснялась.
Мой папа в 1982 году, будучи на службе в командировке, подошел к Лиепе на встрече в Доме актера и попросил подписать книгу «Вчера и сегодня в балете» для дочери. Она и сейчас у меняс дарствнной надписью «Леночке от автора этих строк. Марис Лиепа. 1982». Позже думала ему анписать, но в 1989 в апреле как гром среди ясного неба пришло известие о его безвременной кончине в возрасте 52 лет. Это было невероятно, я поняла, что судьба предоставляла единственный шанс, которым не сумела воспользоваться. Поэтому, направляясь в Фонд, решила обязательно написать обо всех впечатлениях от концерта. Любезные дамы из Фонда объясняют, что концерт составлен из балетов, в которых Лиепа танцевал.
12 апреля 2012 года поднимаюсь по ступеням отреставрированного Большого театра. И в фоей встречаю загадочный взгляд Мариса Эдуардовича — знаменитый фотопортрет лорда Сноудона, мужа принцессы Маргарет, сестры королевы Елизаветы II, королевы Англии. В этой стране существует культ Лиепы. 29 июля концерт его памяти пройдет в лондонском театре Коллизей, что символично. Англичане называют Лиепу английским Лоуренсом Оливье. И оба прославились образом Красса, римского полководца. Но не только. Лиепа — идеальный Гамлет в одноименном балете на музыку Шостаковича.
На всех этажах установлены экраны и демонстрируется документальный фильм с коронными партиями артиста — Красс, Базиль, Зигфрид, Альберт, доктор Хиггинс из незабываемого телебалета «Галатея». Не могу оторвать глаз — мое любимое адажио из «Легенды о любви», самого «ленинградского», по мнению критиков, балета выдающегося хореографа Юрия Григоровича, а по моему скромному мнению, это его лучшая постановка по поэме гениального турецкого поэта Назыма Хикмета. Фархад — Лиепа, царица Мехмене — Бану — Майя Плисецкая. Более совершенного исполнения не видела.

Мечта — в концерте увидеть это адажио. И оно исполняется. Открыв программу читаю Фархад — Николай Цискаридзе, Мехмене — Валентина Терешкина. Я счастлива видеть на сцене Николая Максимовича после всех злобствований, что на этой сцене опальному «Николаю — неугоднику» уже не танцевать из-за критики реставрационных работ, и с оценкой работ я с ним согласна. Кстати, разговоры о том, что Цискаридзе надо посмотреть на себя в зеркало и понять, что НИКОГДА ему не танцевать на сцене Большого, самый блестящий представитель своего поколения танцовщиков слышит от администраторов театра со времен юности в Московском хореографическом училище. История повторяется? Я была шокирована его отсутствием на концерте в честь открытия исторической сцены Большого, а потом расторжением контракта педагога — репетитора. Разница времен в том, что в защиту Николая писались письма и выдающимися деятелями культуры, и простыми любителями балета, и он остался. Кто оказался прав и на этот раз? Его блестящий танец —достойный ответ всем «критикам». Нельзя сравнивать Лиепу с Цискаридзе, но я в восторге от адажио в его исполнении. Я ему благодарна, что моя мечта сбылась.
Зал полон. Концерт начинается вовремя, что для Москвы уже удивительно. Организаторы и участники этого концерта продемонстрировали уважение к зрителю. На сцене появляется Андрис и выражает благодарность зрителям , любящим отца, рабочим сцены, спонсорам. Рассказывает об отце, который любил повторять: «Я всегда буду смотреть на вас с четвертого яруса». «И сейчас он с нами», — завершил он свою речь. Концерт открывает адажио Спартака и Фригии. Почему не Красса и Эгины? По моему убеждению, это справедливо и оправдано. Красс уже был представлен в исполнении Лиепы в документальном фильме, что предварял концерт. Свою книгу, уже упомянутую выше, Лиепа Завершает словами: «В моей гримуборной побывало небывалое количество людей…Это все молодежь…А я думаю о том, что среди них будущие принцы, Фархады, Ромео, Вронские и , конечно, будущий Красс…» Именем Красс и многоточием мастер окончил свою исповедь с надеждой на будущие свершения молодежи. Прошло тридцать лет с момента ее выхода, но Красса, равного образу созданного Лиепой, балетная сцена так и не узнала. Спартаки — да, появлялись, но Крассы — нет. Лиепа остался первым и единственным.


Второе отделение открывает монолог. Дочь Илзе читает воспоминания об отце. Оценивает последнее выступление в роли Красса как поединок представителей двух поколений премьеров Большого — Спартака танцует молодой и многообещающий Ирек Мухамедов. Помню, как расстраивали его агрессивные высказывания после триумфального выступления в балете Григоровича «Золотой век». Их суть сводилась к тому, что старому поколению уже не по силам соответствовать новым техническим требованиям балетмейстера, и пусть оно уходит. В финале сам Ирек перестал им соответствовать со временем и переместился в Лондон. Сожалел ли он о своих резких и несправедливых словах? Не знаю. Фактом остается только то, что более молодые «перетанцевали» его Спартака, а вот Красса Лмепы — нет. Судьба и иcтория все расставила по своим местам.

Илзе с такой искренностью рассказывает, как переживала за отца, сидя в ложе бенуара в тот вечер, умирая от страха, что у него уже «сели ноги», а это замечате только она и Андрис, уже победитель международных конкурсов, которого незаслуженно держат в кордебалете в роли раба. Кажется, что дочь снова переживает те минуты «дуэли» поколений на сцене. Я сопереживаю вместе с ней, вспоминая глаза Лиепы, его полные горечи слова на вечере в МГУ. В следующем одиннадцатом ряду через несколько кресел сидит известный тележурналист Владимир Познер, ведущий вместе с Илзе прекрасную передачу «Болеро». Я незаметно оглядываюсь на него. Он — весь внимание.
Илзе талантлива во всем — балерина, актриса, ведущая, писательница. И как красива и элегантна! Кто еще может в этом с ней сравниться? Удивительная, уникальная, неповторимая семья. Редчайшее сочетание таланта и красоты. Три народных артиста, один — СССР, и два — России. Все красавицы и красавцы. Илзе — копия папы, а Андрис — мамы, актрисы театра имени А. С. Пушкина. Помню как в университетские годы видела ее в спектакле «Аленький цветочек» и ходила любоваться ее портретом, представленным в театре. Николай Цискаридзе рассказал как в Лондоне воровали афиши Андриса — так он был красив. Илзе в своихинтервью повторяла, что мама могла бы сделать головокружительную карьеру, но пожертвовала ею ради семьи.
Илзе проявляет себя как удивительно умный, тонкий, чувствующий человек,и, когда заканчивает свой рассказ, я восклицаю: «Браво, Илзе!»
Вечер проходит великолепно. Примы и премьеры Большого и Мариинского , театра Станиславского и Немировича — Данченко, Гранд опера и Венской оперы сменяют друг друга на сцене в классических и современных номерах. Номер в Большм под пение Владимира Высоцкого! Кто бы мог представить, но это оправданно, так как Андрис рассказывает о совместной работе отца и Владимира Семеновича в фильме «Четвертый» по пьесе Константина Симонова. Лиепа выступал не только как актер и танцовщик, но и хореограф. Ставил номер своего героя Джека Уиллера в стиле модерн.

В книге он признавался, как было трудно сделать — артисты советского балета того времени имели смутное представление, что такое танец модерн. И в этом тоже трагизм судьбы великого танцовщика — не было возможности танцевать в балетах великих хореографов современности — Баланчина, Бежара, Пети. Сын Андрис танцевал в их балетах. И сейчас он восстанавливает справедливость, вставив в программу концерта «Классическое па-де-де» Баланчина как последнюю несбывшуюся мечту отца. Андрис танцевал в труппе, основанной Баланчиным, когда в Нью — Йорке узнал о смерти отца. А через несколько дней он получил письмо от Мариса Эдуардовича с просьбой поговорить с Михаилом Барышниковым о возможности работы и преподавания в США. Письмо было написано и отправлено при жизни, получено уже посмертно.
Я смотрю на молодую поросль российского балета. Великолепная техника, артистичность, но жду, повторит ли кто- то фирменный жест Мариса. Он всегда после выступления все цветы слагал к ногам партнерши. Увы, мои ожидания напрасны. Никто, ни один. Концерт завершается, на сцене снова Андрис, который возлагает букет и корзину цветов к портрету отца. Вот он, фамильный жест! Почти через тридцать лет справиедливость торжествует — великий Марис Лиепа вернулся в свой театр!

Обсуждение статьи

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья