Вверх
Комментарии

277 выпуск Академии русского балета

Елена
20.06.2019

Это мое четвертое посещение выпускного спектакля Академии русского балета на сцене Кремлевского дворца. предыдущие состоялись в 2015, 2017 и 2018 годах. Парадоксально, но очень радуют возрастающие с каждым годом трудности при покупке билета. Если еще в прошлом году возможно было приобретение билет за неделю, то в этом года билеты разлетелись уже в мае! В Москве отлично работает сарафанное радио — первые зрители рассказали знакомым, родственникам и соседям и Академия за пять лет гастролей приобрела своих постоянных зрителей, которые заполняют шесть с половиной тысяч мест гигантского зала.

Как не вспомнить беспокойство преподавателей Академии накануне первого выступления в Кремле в июне 2015 года, которым они поделились со мной в Михайловском театре в антракте «Лебединого озера » с Анжелиной Воронцовой. Но московский зритель оказался очень благодарным. Как заметила моя соседка по креслу в зале, не пропускающая ни одного выпускного спектакля: » Цискаридзе веришь — он не подведет. Спектакль будет проведен на высочайшем уровне».

И эти слова в очередной раз подтвердились 8 июня 2019 года. Театр ка известно, начинается с вешалки, но летом она не работает, и потому спектакль начинается с буклета. Он подготовлен специально для этого вечера в Кремле, что пропечатано большими буквами на обложке «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ «. И дата 18 июня 2019. Великолепное издание для зрителей, к которым с первой же страницы с приветствием обращается ректор:

» Дорогие друзья! Необыкновенный адрес, удивительная улица — Театральная, ныне улица Зодчего Росси, 2. Это благословенное место неразрывно связано с великой русской культурой, со всем, что существует в музыкальном, драматическом, танцевальном искусстве — все началось отсюда…В  2018 мы отпраздновали юбилей -280 лет со дня основания школы….

Мне выпала в жизни возможность и великая четь войти в здание Академии не учеником, а руководителем…Моя любимая фраза, которую постоянно повторяю, сказана К.М.Сергеевым: «наша школа — это «замок Спящей красавицы на берегу Лебединого озера.» Если вы внимательно посмотрите на строй колонн на зданиях нашей улицы, то увидите потрясающую шеренгу, которую когда то Лев Иванов поставил в сцене лебединой картины в балете «Лебединое озеро» . Архитектура зданий созвучна с его балетным построением, с балетным изяществом. дял меня — большая честь возглавить Alma mater русского балета, родной дом для моих педагогов Марины Семеновны Семеновой и Галины Сергеевны Улановой. и следовать заветам великой Агриппины Яковлевны Вагановой.»

На следующих страницах зрителей приветствуют вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский, Генеральный директор Кремлевского дворца Петр Шаболтай и другие. После приветствий  в главе»Старейшая балетная школа России» дается общая характеристика этого уникального учебного заведения. А следом с десятками с любовью подобранными фотографий темы «Наши будни», «Наши репетиции», «Наши выступления», «Наша история», «Наш юбилей».

В статье доцента кафедры Балетоведения Ларисы Абызовой «Балетная наука Агриппины Вагановой» аргументировано рассказывается о колоссальном значении ее методики в преддверии  ее 140 летия: «Про балет и тело балерины она знала все, но самое главное — могла научить секретам профессии других…Авганова -педагог готовила именно звезд, поэтому, ее вероятно, порадовало бы, что нынешнее руководство ее alma mater в руках звезд с мировыми именами — ректора Николая Цискаридзе и проректора по художественной работе Жанны Аюповой. Оба они — приверженцы вагановских принципов».

Несколько страниц буклета посвящены «Выпускникам Академии» разных лет. И это важная связь времен и поклоений, потому что вместе с Анной Павловой, Вацлавом Нижинским, Мариной Семеновой, Галиной Улановой, Константином Сергеевым, Наталией Дудинской,  Юрием Григоровичем, Рудольфом Нуриевым. Аллой Шелест, Ириной Колпаковой, Михаилом Барышниковым, Аллой Осипенко, Ульяной Лопаткиной, Дианой Вишневой, Светланой Захаровой помещены и недавние выпускники — Элеонора Севенард и Егор Геращенко.

После  идет перечисление преподавательского состава кафедр Академии классического и дуэтного танца, характерного танца, двух кафедр методик преподавания как классического так и характерного танцев, балетмейстерского образования и балетоведения. Никто из тех, кто внем свой вклад в подготовку вечера ге забыт. Зритель может прочитать их имена и фамилии. И это внимание дорогого стоит.

Рассказано и об оркестре «Орфей» и его руководителе Сергее Кондрашеве, которые будут аккомпанировать выпускникам.

Только после вышеупомянутых текстов представлена ПРОГРАММА вечера! И в заключение 277 выпуск 2019 год с преподавателями и студентами! Продуманно абсолютно все! И это здорово! Вот после знакомства с буклетом можно смотреть выпускной спектакль!

Три аккорда из Первого фортепианного концерта Чайковского, которые в Кремлевском дворце вместо звонков, возвестили начало вечера. Его традиционно открыло приветствие ректора Цискаридзе. Николай Максимович рассказал о выборе программы. «Подводное царство» из «Конька Горбунка» — подношение к 140 летию Агриппины Вагановой, танцевавшей Царицу вод. Увы, из старинной хороегарфии сохранились только «Фрески» Сен-Леона, которые «я утопил и превратил в Морские звезды». Ректор с каждым годом все смелее рассказывает о своих опытах в хореографических постановках. Уже не боится сказать : «Это от и до сделано мною». Выбор «Неаполя» определен наличием не очень высоких танцовщиков в этом выпуске, а для юношей с таким сложением идеальный выбор — Бурнонвиль. «Пахиту» в Петербурге поставили в 1896 году к столетию со смерти императрицы Екатерины II. О той постановке известно только то, что Матильда Кшесинская танцевала в лазоревой пачке, по эскизам которой сделан костюм для Элеоноры Севенард, правнучки прославленной примы Мариинки.

Занавес открывается и …зал с восторгом выдыхает.

Какая роскошь великолепие на сцене! Какие декорации, костюмы, головные уборы! какое великолепие красок: сверкающая голубая пачка Царицы вод ( Лиза Авсаджанишвили), зеленые водоросли и фиолетовые медузы (ученики младших и средних классов), желтые Ракушки (Мария Кошкарева, Софья Орлова, Екатерина Лактионова, Екатерина Долгова), молочно-белые жемчужины ( Анастасия Горбачева, Джордан Кутс (США), красные всполохи Кораллов (Полина Чеховских, Марина Пак) и разноцветнеы Морские звезды (Светлана Савельева, Валерия Склоцкая, Юлия Спиридонова , Гелфер- Мудл-Авива (США). Глаз наслаждается этой живописной красотой.

 

Но вот начинается адажио Царицы вод с сопровождении четырех кавалеров (Александр Полупанов, Надо Итару (Япония), Джон Шродер (Канада), Коен Юваль (Израиль). Лиза очень хороша, но зал пока присматривается. Выходят Кораллы, а затем идет вариация медуз. И вот на сцене четверка Морских звезд. Наконец лед сломан! Зал наичнает сначала робко, потом все смелее аплодировать и заканчивает криками «браво». С этого момента зритель и сиполнители ощутили эмоциональный контакт и выпускники затанцевали с настоящим драйвом и энергией. Расшевелить, раскачать гигантский шеститысячный зал под силу не всякому опытному артисту. Но у них получается! И достаточно быстро — на пятнадцатой минуте. Помню в 2015 году на выпускном спектакле зал оживился только на «Лауренсии». До нее — аплодисменты в конце каждого отделения, не больше.

 

К вариации Гения вод ( Михаил Баркиджиджа) зал дышит горячо и эта вариация взрывает зал!!! Гром аплодисментов и крики браво не смолкают. Волнуюсь слегка за Михаила — ему танцевать в КАЖДОМ из трех отделений. Хватит ли сил? У ученика Цискаридзе должно хватить. Великолепно исполненная вариация Царицы вод.  И вот трон покидает сам Океан ( Марко Юусела (Финляндия). Марко великолепен! Так передать стихию воды! За буйством океана следует изящный танец двух жемчужин.

Завершает первое отделение «Подводная вакханалия». Сказать «танцуют как пламя» про водных перснажей нельзя, но это взрыв водной стихии, перекаты волн, бушующий океан предали все ученики. Младшие и средние классы не подкачали — строго держали линию в сложных перестроениях Цискаридзе. Получился блестящий ансамбль. И солисты и кордебалет были единым организмом имя которому — океан.

Публика оценила танец и долго не отпускала юных артистов.

Если первое отделение было выдержано в холодной сине-зеленой гамме, то второе, знойна Испания из «Лауренсии» требовала не теплой, но горячей палитры. И она была представлена во всем блеске красных, розовых, оранжевых,желтых  костюмов на фоне средневекового города на скале.

«Танец с кастаньетами» темпераментно исполнен ВАлентиной Ивановой и Евгением Болотских, тоже из класса Цискаридзе. А во фламенко блеснули Евгения Савкина и Лев Семенов с  Леонардо Челегато из Италии. Среди учеников Академии представлена мировая география! От Японии до Италии и США с Канадой!

В тройке девочек показалась младшая Севенард Ксения.

«Неаполь» поразил прежде всего мужским танцем, не только солировавшего Жениха — Баркиджиджи, но и участников pas de six  Ивана Поддубняка и Арона Осавы -Горовица. Последний из Великобритании, но ректор как то пошутил про его четыре паспорта. Но на сцене все трое были хороши!

А в тарантелле возросшее мастерство выпускников мужских классов подтвердили и младшие, например, окончивший пятый класс Мирослав Арбатов привлек пристально внимание не только зрителей в зале, но и тех, кто смотрел в записи на форумах. посыпались вопросы о «юном даровании», которому еще далеко до выпуска, но уже танцует! Собственно о разительном отличии в лучшую сторону мужского выпуска этого года говорит весь интернет. Ранее враждующие форумы сходятся в этом едином мнении.

Перед последним отдедением встала, чтобы размять ноги и в проходе столкнулась с прошлогодними Пахитой и Люсьеном Элеонорой Севенарди Денисом Родькиным из Большого театра. Денис уже премьер, Элеонора пока солистка. Выяснилось, что они сидят через проход от меня. Поэтому во вреям «Пахиты» я нет да и переводила взгляд назад и влево, чтобы увидеть реакцию и думала, что чувствует Элеонора при виде своей лазореовй пачки на новой Пахите — Александре Хитеевой? И что чувствует сама Александра, зная о присутствии Элеоноры в зале?

«Пахита » вышла просто блестящей. Это четвертый спектакль в исполнении Академии — 2017, два в 2018 — в Большом и Кремле. И вот снова. Но такого бурного, горячего, восторженного приема не припомню!

Конечно, зрителей умилила «детская мазурка». Накануне выпускного спектакля Николай Цискаридзе дал развернутое интервью, в котором коснулся костюмов в этой мазурке. Так как действие происходит в захваченной Наполеоном Испании, то военные костюмы должны был быть в синих тонах. Цискаридзе показали в костюмерной Мариинки эти костюмы. Он увидел их после премьеры «Пахиты». Но дял меня эти бело-красные костюмы — самые правильные.

 

 

В Испании времен наполеоновского нашествия не танцевали мазурку. Ее впервые ввел Мариус Петипа в 1896 году, так как ни один бал в России не обходился без этого танца. Если вспомнить русскую литературу — трагедия Китти начинается когда Вронский танцует мазурку с Карениной. В «ГЕрое нашего времени» Печорин спасает княжну Мэри от пьяного господина, который «ангажировал ее на мазурку». Бал в балете в России не мог быть без мазурки! Это чисто наше, российское, хотя танец польский. И бело-красные цвета польского флага, но особенно конфедератки — четырехугольный головной убор напоминают о Польше. И в наполеоновской армии в Испании были польский корпус! И тогда все верно! И не нужно Николаю Максимовичу переживать! Судьба этих польских офицеров в Испании в наполеоновском походе стала предметом исследования великого польского режиссера Анджея Вайды в ставшем классикой фильме «Пепел».

 

Но я слегка отвлеклась. Но как не побеседовать на исторические темы с Цискаридзе! Александра и Михаил начинают grand pas Пахиты и Люсьена д Эрвилье. в вариациях к ним присоединяются Светлана Васильева ( вариация из «Царя Кандавла»), Лиза Авсаджанишвили ( балет «Гретна Грин), Аарон Осава-Горовиц и Дмитрий Соболей ( вариации из «Лауренсии). Оба ученика Цискаридзе продемонстрировали завидную технику и испанский темперамент! Особо хочется отметить фантастические фуэте Хитеевой — двойные, на «почтовой марке» и в бешеном темпе!!! Публика неистоствовала от восторга! И жете ан турнан Баркиджиджа! Это был коронный элемент его учителя Цискаридзе! Чувствуется, что долго, упорно и успешно передавался опыт. После этих жете вокруг танцующих учениц публика стала аплодировать в так музыке всем шеститысчным залом! Что это было не описать! Спектакль раскручивался как торнадо и завершился законченной картиной, в которой приняли участие все — великолепные застывшие скульптурные группы.

Пошел занавес. Снова отрылся, чтобы участники вместе с педагогами и дирижером вышли на сцену. Зрители принесли огромное количество букетов роз, лилий, даже пару корзин. Но самая огромная корзина цветов была от Кремлевского дворца!!!! Об этой корзине специально объявили по громкой связи. Руководство Кремлевского двора специально поблагодарило Академию русского балета за пятилетние аншлаги в  2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах.

Колоссальный шеститысячный зал устроил Академии пятнадцатиминутную овацию. Элеонора Снвернард с Денисом Родькины подошли к сцене, с которой им и зрителям в знак приветсвия махали руками Цискаридзе, педагоги и студенты -выпускники. Зрители тоже посылали приветствия. Шелкали фотоаппараты, телефоны и камеры. Никто не хотел уходить, даже верхние балконы. Редкостное единодушие и единомыслие.

А как только закрылся занавес, то еще не разошедшиеся зрители услышали победный вопль: «Мы сделали это»! Так его надо расшифровывать. Да, это был и их праздник, немного грустный, так как это их последнее совместное выступление.

Cцена за кулисами

А дальше — путь в ведущие театры России. В инете ходят слухи о приглашении Михаила Баркиджиджу и Ивана Поддубняка в Большой театр. Александра Хитеева уже поставлена Цветочницей в июльский «Дон-Кихьт» в Мариинке. Как стремительно для них летит время! А впереди еще торжественное вручение дипломов в тронном зале Екатерининского дворца — еще одна традиция , введенная ректором Цискаридзе. И уже бал на паркете со всеми старинными танцами — полонезом, вальсом, кадрилью. А я который год надеюсь на …мазурку. Почему то на предыдущих балах ее не было. Может в этот раз будет самый любимый русской литературой танец?

Обсуждение статьи

8 комментариев
Алла
21.06.2019 в 3:28 дп

Дорогая Елена! Огромное спасибо за статью . Впечатление такое,что как-будто была с Вами на спектакле

Ответить
Валентина Живова
22.06.2019 в 9:52 пп

Огромное спасибо !!! Я была на выпускном спектакле в С- ПБ!!! Вы описали так здорово , что я пережила все сначала ….до слёз радости и восхищения !!! Это высший пилотаж!!! Всем браво !!!!

Ответить
Анастасия
23.06.2019 в 6:46 пп

Елена, не знаете ли Вы, почему не было Кирилла Соколовского на этом вечере?
спасибо за статью , очень порадовалась на всех

Ответить
Елена
24.06.2019 в 8:31 дп

Увы, Анастасия, понятия не имею.

Ответить
Елена
24.06.2019 в 9:37 дп

Мне не нравится медийный шум вокруг этой «звезды» с обложек Vogue. То он «Полунина побьет», а сам выглядел не лучшим образом на выпускном экзамене в классе Цискаридзе. Стоял в гордом одиночестве у левой палки ( она левая для зрителя). Обычно лучшие ученики стоят в центре, а не сбоку. Это — показатель его рейтинга среди выпускников.
На форуме неофициального сайта Цискаридзе подробно обсуждались участники этого экзамена. Участники дискуссии обратили внимание на разрыв между модельной,» принцевой» внешностью Кирилла и далеко не «принцевыми» танцевальными способностями, возможно, даже не способностями, а тем, что он смог продемонстрировать на экзамене. Может, еще не все потеряно и его сможет подтянуть Николай Максимович? В упомянутом мною буклете Кирилл Соколовский вообще не значится среди выпускников ни в одном классе. Если Поддубняк перешелк Ермоленкову, то Кирилла нет нигде.

Ответить
Анна
04.11.2019 в 7:39 пп

Значился-не значился но диплом парень получил. А вот то, что в спектакле задействован не был-тут явно что-то личное. В любом случае время покажет. В труппу Большого он принят, а это не самый последний в мире театр(смеюсь).

Ответить
GreggRog
18.10.2019 в 4:07 дп

Интересно!

Ответить
Наталья
27.12.2019 в 4:05 пп

Диплом политый слезами Цискаридзе…момент вручения был слегка комичным…В одном из видеосюжетов Соколовский был охарактеризован Николаем Максимовичем как » не работник».На экзамене Кирилл был болен. В этом же сюжете он сожалел об упущенных возможностях в классе , обещал, что с этого момента в его жизни будет только балет…и радостно сообщил о принятии в труппу Большого! В буклете выпуска не значится…Я чего то не понимаю…явно.

Ответить

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья