Вверх
Комментарии

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ НИКОЛАЮ ЦИСКАРИДЗЕ ДИРЕКТОРОМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА?ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ.

Елена
15.03.2019

«Днем Николая Цискаридзе» можно было назвать 2 марта 2019 года, так как в этот день он оказался в центре повышенного внимания СМИ. В этот день ректор Академии русского балета дал два интервью в Екатеринбурге   «Ельцин –центру»» и филиалу «Эха Москвы», провел  в этом городе творческий вечер, а вечером того же дня уже по каналу НТВ прошла передача «Секрет на миллион» с его участием.  Пятым сюжетом о Цискаридзе можно назвать видео посещения музея Екатеринбурга, выложенное оперативно в интернете.

Что так взволновало представителей средств массовой информации? Быть или не быть Цискаридзе директором Большого театра? Вот в чем главный  вопрос для журналистов. И ректор Академии русского балета откровенно на него ответил. По его собственному признанию: «Давать интервью — это часть моей профессии. Этому нас учили в хореографическом училище.»

Почему этот вопрос, который, по словам известного блогера Александра Дольчева, будоражит театральную общественность десять лет, стал особенно актуальным в марте 2019? Вопрос, который волнует прежде всего  театральных менеджеров , давно присматривающихся к  «хлебному», опять же по словам Дольчева, месту каковым является для них Большой театр. Некоторые горячие головы уже  летом прошлого года задавали этот же вопрос после полного обновления состава Попечительского Совета Большого театра, который вместо Александра Жукова возглавил президент  ВТБ Андрей Костин, когда нервные интервью стали раздавать Владимир Урин и Махар Вазиев, когда в Большом театре прошел юбилейный вечер Академии русского балета, посвященный 200 летию великого балетмейстера Мариуса Петипа. И когда после напряженного ожидания все осталось как есть, то тот же господин Дольчев пришел к выводу о тщености надежд на приход Цискаридзе и обновление театра. Летом прошлого года тема обсуждалась в интернете, но в марте к ней подключились журналисты серьезных организаций. «Ельцин-центр» и «Эхо Москвы» — это почти уже символы. Как «Эхо» освещает ситуацию в Большом показывает утка про «переодетых монахах на репетиции «Нуреева», пущенная шефом этого ресурса Александром Венедиктовым для доказательства участия отца Тихона (Шевкунова) в перенесении скандальной премьеры с июля на декабрь  2017 . Почему они подключились  к давней дискуссии в марте 2019?

Вспомним события последних двух месяцев. Цискаридзе стал гостем президента в Большом театре 27 декабря 2018 года, когда  политическая, церковная и культурная элита России смотрела «Щелкунчик». В начале года сам президент публично отозвался о работе Цискаридзе в самых восторженных словах. Упомянута была  долгая и плодотворная встреча, но предмет разговора не был раскрыт, что заинтриговало публику еще больше:» Николай Максимович был у меня совсем недавно перед Новым годом, и рассказал, как много сделано для создания балетной школы во Владисвостоке. Я был потрясен его результатами. — сказал Путин во вторник 8 января на совещании о создании культурных центров в Калиниграде, Владивостоке и Севастополе. — Мы с ним еще подискутируем на эту тему».

Кричащий заголовок «Директор Большого театра определится со своим преемником через год- полтора», появившийся 14 января, еще больше подлил  масла в огонь. В интервью для специального выпуска  ТАСС «Первые лица» директор Большого  Владимир Урин напомнил об окончании контракта в августе 2022 года и ясно дал понять, что после 75 уже продления на третий срок не будет, а потому за полтора года будет объявлено имя преемника, который будет вводиться постепенно за полтора года в курс дела: «Мой контракт истекает в августе 2022 года, к тому времени мне исполнится 75, и я предлагаю давайте через год — полтора определимся с кандидатурой преемника». Он добавил, что у него уже есть мысли о кандидатуре. » И не одна (фамилия), а две-три. Назову их тем, от кого зависит принятие решений. Речь ведь не о преемнике, а о преемственности. Нормальная мировая практика…Мне почти два года потребовалось, чтобы освоиться. Сменщик не должен терять времени на адаптацию, нужно заранее подготовиться. Помогу, не буду сидеть , вцепившись в кресло. Когда почувствую, что пора, встану и уйду».

Ухо режет слово «сменщик», ну не ассоциируется оно с тем, кто будет возглавлять главный театр страны и определять репертуарную и кадровую политику прославленного театра. Не звучит. Еще раз внимательнейшим образом перечитываю сказанное Уриным и обращаю внимание на чистосердечное признание нынешнего директора Большого как поздно он понял и полюбил музыкальный театр, оперу и балет, когда ему было уже за двадцать. Не отсюда ли нелепое слово «сменщик»? И прочитав такое лучше понимаешь значение рассказов Николая Цискаридзе о детстве. Первый в своей жизни балет «Жизель» будущий премьер увидел в три года. В восторженных тонах описывает потрясение, испытанное на представлении в Кремлевском дворце оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» с Маквалой Касрашвили лет этак в шесть. Но как уходил в озеро Светлояр град Китеж помнит до сих пор. Придя в Большой, попросил показать те старые костюмы, которые из зала казались роскошными, а вблизи  — из простых тканей,мастерством художников превращенных в парчу. И здесь же рассказ о шоке от новой постановки этой же оперы Римского-Корсакова на сцене Большого.

Год — полтора, о которых Урин говорит в январе 2019,  это лето 2020 года , которое совсем не за горами. Журналисты связали  слова президента и развернутое интервью директора Большого. Но сразу задать животрепещущие вопросы самому Николаю Цискаридзе было невозможно из-за гастрольного тура Академии русского балета в Японии, который он с блеском закончил к началу февраля.

Но буквально в день возвращения из Японии 4 февраля Николай Максимович потряс слушателей выступлением в Совете Федерации на встрече  Валентины Матвиенко  с директорами детских театров. Цискаридзе раскритиковал состояние того самого декабрьского «Щелкунчика», в котором нет половины декораций и это является позором руководства при феноменальном бюджете Большого  театра. В положенные пять минут он, конечно, не уложился, но Валентина Матвиенко потребовала включить микрофон для окончания эмоциональной речи того, кто исполнил роль  принца — Щелкунчика рекордное количество раз. Для «заинтересованных лиц» такие детали значат очень много. Большой театр через два дня через пресс-службу попытался оправдаться: «Претензий от постановщика Юрия Григоровича не поступило».

Как бы поддразнивая своих оппонентов и радуя поклонников Николай Максимович вышел 13 февраля в шуточной роли мамаши Симон на сцену Кремлевского дворца в великолепной феерии «Бал сказок».

Продолжение последовало 27 февраля в Новосибирском театре, где Цискаридзе стал ведущим театрального марафона с участием вице- премьера Ольги Голодец и губернатора. Событие неординарное, показанное главными телеканалами и отраженное ведущими СМИ, выдержанное в патриотическом ключе, что стало в каком то смысле и символичным. Выступавшие официальные лица вспомнили первое название открытого 12 мая 1945 года театра «Театр победы». И зазвучал хор из «Ивана Сусанина» Глинки. А камеры главных каналов выхватили лицо сидящего в первых рядах Владимира Кехмана, ставшего директором театра после разрешения скандальной ситуации с «Тангейзером» в постановке режиссера Тимофея Кулябина. Как говорится, умный поймет.

За два месяца ректор Академии русского балета встретился с президентом Путиным, председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, вице-премьером Ольгой Голодец. Журналисты не могли не отметить частоту встреч и пытались понять, что за этим стоит и чего ждать в дальнейшем. Вопрос волновал и театральную общественность, вернее тех, кого с легкой руки драматурга, писателя и члена Совета  по культуре при Думе Юрия Полякова стали именовать «Директорией».

Из Новосибирска Цискаридзе приехал в Екатерибург, где ему и были заданы волнующие театральных деятелей не один месяц  вопросы. Тактичная, выдержанная журналистка в «Ельцин-центре» спрашивала осторожно, не в лоб. Она дала возможность рассказать Николаю Максимовичу и о своем детстве и об уходе из Большого. Начался разговор с посещения ректором Академии могилы любимого педагога Петра Антоновича Пестова, который был родом из этих мест и завещал похоронить себя на родине. Издательство Академии выпустило учебник от Пестова — тоже дань любви и уважения. Жест гостя не остался незамеченным — все СМИ города отметили этот визит ученика к учителю и встречу с его родственниками.

Рассказ о репетициях первых новогодних «Щелкунчиков» в декабре 2012 и январе 2013 был драматичен. Впервые слушатели и зрители узнали о попытке бойкота со стороны преподавателей, сомневающихся, а умеет ли Цискаридзе репетировать, а знает он «нашу редакцию», то есть Василия  Вайнонена, а возможно ли, чтобы мужчина –педагог репетировал с девушкой –балериной главные партии? На все вопросы коллектива новый ректор дал вразумительные ответы. Редакцию Вайнонена знает на зубок, так как ставил несколько дней спектакль в детском театре Наталии Сац. Не он стал первым педагогом-мужчиной, репетирующим с балериной – а как же Энрико Чекетти обучал Анну Павлову? Он, что был идиот? С удовольствием Николай Максимович рассказывал как постепенно, но неуклонно растапливался лед между ним и преподавателями Академии. А представленная им на выборах ректора в 2014 году программа была досрочно выполнена за три года! Цискаридзе удалось сделать то, что до него не удавалось никому двадцать лет – он открыл закупоренные окна и впустил внутрь музу танца Терпсихору. И сделал все, чтобы ей было комфортно – в комнатах в общежитии уже не живут по 8 (!!!) человек, приведена в норму столовая и ее меню, зарплата преподавателей увеличилась вдовое. Ну а выпускные спектакли уже стали легендой не только на сцене Мариинского театра, но и в Кремлевском дворце,  в Большом театре, а Австрии, Италии и дважды в Японии. Устроить гастрольный тур хореографической Академии не так то просто. Московская академия хореографии двадцать лет никуда не выезжает. А какие хореографические жемчужины представила Академия под его чутким руководством! С каким восторгом встретила утомленная мейстримом публика «Фею кукол», балетные сцены из «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», «Болеро» в постановке Брониславы Нижинской, «Вариации на тему «Раймонды» Баланчина — всего и не перечислишь! Выпускники и выпускницы Академии заблистали на сценах Большого и Мариинского театров в главных партиях. Публика запомнила новые имена молодых звезд Ренаты Шакировой, Анастасии Лукиной, Ники Цхвитария, Алены Ковалевой, Элеоноры Севенард, Егора Геращенко, Марии Хоревой и других.

Премьер Большого театра, амплуа которого были принцы, оказался отличным администратором и доказал свои способности решать самые запущенные проблемы, не только творческие, но и хозяйственные. Доказал и показал всем скептикам. А сколько было сомневающихся!

С гордостью ректора рассказывает как педагогов волнуют циркулирующие слухи о его уходе на повышение, например, министром культуры. В этом случай Николай Максимович по-доброму  подкалывает коллег: «А как вы меня встретили в 2012?» Но встречают по одежке, а провожают по уму. И коллеги тоже сделали ректору подарок — книгу » Николай Цискаридзе. Дневник ректора. 2016-2018″.

Издание книг Академией — это отдельный вопрос. Ректор реанимировал и эту заглохшую деятельность. Выпущена многотомная история петербургского балета. Отдана дань любимому педагогу — великой балерине Марине Тимофеевне Семеновой. В посвященной ей прекрасно изданной и иллюстрированной книге впервые опубликованы ее письма.

Это и дневники и письма Матильды и Иосифа Кшесинских, особенно актуальные в свете спекуляций вокруг фильма Учителя «Матильда».

Сделано много. В ноябре 2019 у ректора заканчивается  пятилетний срок, на который он практически единогласно ( всего несколько человек против) был избран голосованием коллектива в ноябре 2014 года.

И вот журналистка получает возможность, наконец, задать тот вопрос, ради которого и  было это интервью: «Новая программа уже написана?»И вместе со зрителями слышит  ошеломляющий ответ с веселым смехом: «Нет. Я хочу перемен в моей жизни. Каждый человек должен развиваться». Видно, что  журналистка не ожидала такой откровенности. Но все же задать в лоб этот вопрос «Вы собираетесь быть директором Большого?» не осмелилась задать.

Допрос с пристрастием продолжился в екатеринбургском филиале «Эха Москвы». Молодая журналистка  напориста и агрессивна. Сразу взяла быка за рога: «Почему Шнур есть в Совете по культуре при думе, а Вас нет?» Совершенно спокойный ответ: « Я в Совете по культуре при президенте». Цискаридзе рассказывает о долгой дружбе с Еленой Ямпольской, которая началась задолго до того, как она стала депутатом Думы и председателем этого Совета.

Вопросы об общении с  президентом один за другим: «Как он к Вам обращается, на ты или на Вы?» И наконец атака: «А если Вам предложат пост министра культуры?» Следует спокойное объяснение, почему никогда Владимир Владимирович такое предложение не сделает. Разведка боем выполнена удачно – Владимир Мединский может спать спокойно. Опасность со стороны Цискаридзе ему не грозит. А вот тем, чья хрустальная мечта как у Остапа Бендера, «сесть на финансовые потоки Большого», стоит поволноваться. В романе «Двенадцать стульев» с разговоре с Балагановым великий комбинатор говорит: «Рио-де-Жанейро — хрустальная мечта моего детства. Не трогайте ее своими лапами».

Можно представить волнение современных «великих комбинаторов» при ответе Цискаридзе: «Это не мечта, это мой долг навести порядок в родном доме, Большом театре». Премьер Большого, а бывших премьеров не бывает, точно знает, что, где и как исправить в родном доме. И прежде всего нужно вернуть творчество. Нужен творческий человек, не менеджер. И не просто творческий человек, но причастный к музыкальному творчеству.

А пока Цискаридзе задают животрепещущие вопросы в Екатеринбурге в «родном доме» на чешском языке аккурат к 8 марта, женскому дню, выходит премьера вроде как волшебной сказки «Русалка», но не Даргомыжского, а Дворжака в постановке того же Тимофея Кулябина. В «Вестях» премьеру именуют сказкой с Водяным , ежи — бабой — чешская Баба-яга, русалками. Иди в Большой и веди с собой ребенка. Но…Кулябин «помешан» на современности. Спектакль разворачивается на сцене на двух уровнях — в интервью солисты жалуются на бег по лестницам вверх-вниз. В либретто об этом ни слова, но оказывается «сказка» — это сон девушки, находящейся в коме по причине «не куртуазного» поведения современного принца. И надо это показывать детям? Опять  вопросы, уже поднятые Цискаридзе в Совете Федерации про «Снегурочку в трусах». Все рассказанное выше — из той же оперы.

В Фейсбуке известный блогер Александр Дольчев обсудил эту постановку, предварительно написав убийственную рецензию в ЖЖ «Опера не для всех», с друзьями. Большой в очередной раз пробивает дно, а собеседники Дольчева пишут : «Цискаридзе в директора Большого»!

И это резонно, разрешивший долголетние проблемы Академии русского балета премьер Большого жаждет перемен и возвращения в родной дом, где где заждались. Как по-разному относятся к Большому  те, для кого главный театр страны только «хлебное место», и Николай Цискаридзе, который отдал театру всю жизнь и вышел на его прославленную сцену учеником  Московского хореографического училища в 1987 году. За тридцать два года Большой стал для него настоящим родным домом. Не «хлебное место», но «родной дом». Чувствуете разницу, понимаете ее?

А пока страсти по Большому бушуют на форумах, в фейсбуке, живых журналах и группах в контакте, Николай Цискаридзе поздравил прекрасных дам с 8 марта со сцены в Клину, городе неразрывно связанном с именем Петра Ильича Чайковского. Ректор Академии вместе со своими учениками 5 марта посетил музей великого русского композитора и невольно подумалось, попросил его благословения для дальнейшей работы. Где? Жизнь покажет. Но Николай Максимович Цискаридзе всегда и везде будет на своем месте.

Неожиданным заключительным аккордом к обсуждаемой теме стало выступление художественного руководителя Мариинского театра, прославленного дирижера Валерия Гергиева на канале «Россия 24», когда статья была написана и выложена на сайте, но не включить цитату было просто невозможно . «»Мне кажется, что министерству культуры РФ и даже правительству РФ сегодня надо очень внимательно изучить, подробно, а что такое работа театров. Нужно начинать с того, как работает Большой и Мариинский, как работают оркестры или хоровые или балетные коллективы, что такое гастроли, что такое разница между цифрами 244 – это гастроли Мариинского или 37 — гастроли Большого театра, уж какая-то слишком большая разница. У нас на стационаре 1600 спектаклей, я боюсь ошибиться, у Большого – ну, может быть, 700, а может быть и 500 с чем-то – ну слишком большая разница», — посетовал Гергиев в интервью телеканалу «Россия 24». Действительно, слишком разные  цифры. Художественный руководитель прославленного Мариинского театра обратил внимание на разность и в  финансировании, заметив «я не глухой и не слепой», но несу ответственность перед возглавляемым коллективом, работа которого оплачивается  «осторожно» по сравнению с лихим финансированием коллег из Москвы. Поднятые Гергиевым проблемы особенно интересны в свете разногласий между Уриным и Вазиевым о необходимости третьей сцены в Большом, о которых они сами рассказали в интервью «Российской газете» в октябре прошлого года «Большая тройка».  Урин высказался  против, а Вазиев — за, то есть за «освоение» нового потока финансирования. Пока они спорят о бюджете Большого,  Гергиев озвучил ближайшие грандиозные планы Мариинского — поставить ВСЕ оперы великого русского композитора Николая Андреевича  Римского-Корсакова за три месяца!!! А это 15 (!!!) больших многоактных произведений на исторические и сказочные темы. Вот это творческий размах!!! И совершенно точно зрители не увидят Снегурочку в трусах  и жутких горгулий в » Сказании о невидимом граде Китеже» на сцене Мариинского театра.

Отставив в сторону земные проблемы оплаты труда  и финансирования , поговорим о духовном, о разнице в уровне и видении художественных задач в Большом и Мариинском. Видна колоссальная разница, когда во главе театра стоит творческая личность и когда менеджер, далекий от музыкального искусства как оперного так и балетного.

Как и чем ответит Большой, а вернее его директор, на дружескую критику коллеги из Питера, покажет время. Для этого понадобится новая статья. Или продолжение этой.

 

Обсуждение статьи

10 комментариев
Александр
15.03.2019 в 5:33 пп

Хорошая статья, вдуманная. Но пожалуйста, проверьте хотя бы орфографию. Например, в слове ‘поддразнить’. А то получается, НМЦ прав и здесь — даже русский язык уже не учат в школах?

Ответить
Наталия
16.03.2019 в 9:58 дп

Мне очень понравилась статья Спасибо!

Ответить
Елена
16.03.2019 в 10:06 дп

Уважаемый Александр! Спасибо за добрые слова о «хорошей статье». Но Вы верно хотели сказать «вдумчивая», а не «вдуманная»? Опечатки бывают у всех, но не волнуйтесь: статья находится в процессе активного редактирования, дополнения и «ловли блох».

Ответить
зоя
17.03.2019 в 11:51 дп

Уважаемая Елена! Думаю, что все люди, любящие музыкальный театр, приветствовали бы руководство Николаем Максимовичем Большого театра. Он обладает таким уникальным набором талантов, необходимых знаний, культуры, вкуса, умения объединять людей, трудолюбия и организованности, что на любом поприще будет успешен. Это про него можно сказать неприменимые в нынешние времена слова: «не место красит человека, а человек – место». Этот человек посвятил всю свою жизнь служению искусству, умеет ставить цели и достигать их. Он считает своим долгом служить Большому театру, а не делать там карьеру. Привык делом доказывать свою состоятельность. Хочется надеяться, что это понимают не только рядовые граждане. Конечно, для академии им Вагановой уход такого ректора — большая потеря. Но что делать, если такие люди – уникумы, а выпускники лучших учебных заведений должны иметь лучшие возможности для реализации своего таланта. И театр должен вернуться на свой уровень. В Большом театре все должно быть лучшим!

Ответить
Саша
20.05.2019 в 5:46 пп

Елена, скажите, а вы может открыть подписку на ваши статьи?
Я нашла в них много интересного и умного, и это прекрасно, когда не надо копаться ф форумах и Швондерах…
Вопрос в тему Швондеров. Вы не знаете, как выпадки известной своими ногами критикессы Коммерсанта уживаются с олихаргом-владельцем газеты, который дружественнен НМ?

Ответить
Елена
22.05.2019 в 5:05 пп

Уважаемая Саша! Я еще совсем юный блогер и только учусь. Но Ваше предложение меня заинтересовало. Попробую что то сделать по подписке. На второй Ваш вопрос — для меня это загадка, и не одна. Таких вроде как «друзей», увы, не один олигарх-владелец газеты. Но в последнее время критикесса замолчала. Может из-за с треском проваленной лекции о «мифах и легендах Вагановой»? Вы не обратили внимания на менее восторженный тон ее статей о премьерах в Большом в этом году?

Ответить
Саша
03.06.2019 в 9:36 дп

Да, действительно , после лекции в Питере ее как-то менее слышно, хотя другие авторы Коммерсанта все-таки необоснованно и постоянно злы. Для себя заключила, что у них установка — поливать все официальное и близкое к власти ( отзыв о выступлении НМ в совете федераций) был написан не Кривоногой, но кем-то в том же русле.
Лекцию слушала в полном размере в записи, и поразилась, как некоментенты были организаторы — как можно было на нее билеты продавать в искушенном культурой Петербурге…

В других источниках заметила, что Кривоногая очень восторженно ( и абсолютно необоснованно) писала про Полунина…

Ответить
Ольга
16.11.2019 в 8:23 пп

Молодец Елена. Хорошая статья. Все по делу и не сухо. Хорошо.

Ответить
Ирина
14.08.2020 в 7:31 пп

Николая Максимовича Цискаридзе уже давным-давно нужно было назначить директором Большого театра, еще лет 7 назад!!! Очень жаль упущенного времени.

Ответить
Ирина
25.10.2020 в 6:19 пп

Хорошая статья! Спасибо автору! Жду продолжения.
Только Николай Максимович Цискаридзе — гений балета может спасти наш великий русский балет, вернуть на его сцену прекрасные спектакли.
По каналу Культура смотрела последнюю передачу «Билет в Большой» и там меня убеждали, что толпа согнутых, кривых синих уродцев на карачках ползущих по сцене — это «динамика воды, бушующая водная стихия» с картин Айвазовского для сорока танцовщиков на 60 минут. Поставили одноактные балеты хореографы из зарубежных оперных театров, где балет не на первом месте, а «украшает» оперу. Пригласили их, потому что у себя они были «свободны»(не нужны). Эти хореографы взахлеб рассказывали, как долго не могли поверить своему счастью, что их пригласили в ГАБТ. Перед рассказом об этом «шедевре» было сказано, что после карантина артисты «Дон Кихот» танцевать не могут, а могут делать только «плавные и нетрудные движения». Неужели наш прекрасный, настоящий, гениальный русский балет теперь можно будет смотреть только в записи?

Ответить

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья