Вверх
Комментарии

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: «Я ХОТЕЛ БЫ СНЯТЬ ФИЛЬМ О СЧАСТЛИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ».

Елена
18.06.2021

Александр Николаевич Сокуров в очередной раз посрамил тех, кто пытается предсказать  следующую тему его фильма . В интервью Первому каналу в связи с юбилеем ( 70 летием) он признался: «Я хотел бы снять фильм о счастливом человеке и сейчас, думаю, у меня есть эскизы, наброски. Фильм, где будет сплошное счастье романтическое. Абсолютное,  какое  — то светлое до смертельной контрастности. Именно о счастливом человеке хотел бы сделать».

Для меня выбор темы «о счастливом человеке» не стал неожиданным. Не только потому, что Сокуров обожает опровергать шаблоны и стереотипы о самом себе. Как можно предсказать следующий шаг человека, который несколько лет назад  впервые  взял в руки штурвал самолета и поднял его в воздух! А в начале 70-х годов прошлого столетия на историческом факультете Горьковского университета выучил испанский язык, чтобы писать диплом о советско- чилийских экономических отношениях во времена Сальватора Альенде?

Собственно, уже был фильм «Робер. Счастливая жизнь» о замечательном французском художнике, сумевшем прожить счастливую жизнь в грозовую эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн. Робер счастливо совпал со своим временем, став его летописцем.

А  обожаемая мною «Элегия жизни» о счастливой паре гениев  Святославе Ростроповиче и Галине Вишневской?

На вопрос журналистки: «А себя Вы считаете счастливым человеком?» следует ответ: «Думаю, что да. Потому что у меня прекрасная сестра, у меня прекрасные учителя, внутреннее пространство не формируется в пустоте. Душа к душе, рука к руке, плечо к плечу. Рядом, рядом, рядом».

На встрече со студентами одного из петербургских вузов Сокурову задали вопрос о «счастливом времени в его жизни» и услышали ответ: «Время учебы во ВГИКе было счастливым. Я оказался в фантастических условиях. Нам преподавал историю философии Мераб Константинович  Мамардашвили, Паола Дмитриенва Волкова вела у нас историю искусств, Звонникова Ливия Александровна – историю русской литературы. Я был знаком с Константином Михайловичем Симоновым. В общем, это было время, когда я понимал, что я в этом мире не один и что моя жизнь в ее перспективе интересует людей – моих старших товарищей, педагогов. И что надо мной не совершается насилие. Как бы то ни было, меня никто не ломал, и это было особенной частью моей жизни».

Удачи, удачи и еще раз удачи  в осуществлении замечательного  замысла фильма о «счастливом человеке!» Мне же в день юбилея хочется выразить горячую и огромную благодарность за тот потрясающий диалог, который ведется между мною, зрителем, и режиссером Сокуровым уже тридцать два года с апреля 1989 года!

Сотни статей, книг, диссертаций ( С.Уваров «Музыка в режиссуре Александра Сокурова»)  могут составить солидную библиотеку. Но я не киновед, не кинокритик, не искусствовед. Я – зритель. И вот о своих зрительских впечатлениях мне бы и хотелось рассказать в дни юбилея.

Путь картин Сокурова к зрителю был очень трудным. Долгое время они лежали на полке. Как же начался наш диалог? Как говорится в любимой пословице Александра Николаевича «Терпение и труд все перетрут». Кстати, под таким названием вышел его единственный фильм о самом моем  любимом  виде спорта – фигурном катании «Терпение, труд»!

Терпение и труд, проявленные мною как зрителем позволили посмотреть ВСЕ фильмы Сокурова, художественные и документальные. Мало видеть один — два ,  да даже четыре фильма, например, знаменитую тетралогию  о власти«Молох» ( Гитлере), «Телец» (Ленин), «Солнце» (японский император Хирохито), «Фауст». Надо видеть все. От начала и  до конца. Документальные и художественные фильмы, которые невероятным образом отражаются друг в друге.

Сейчас благодаря интернету мне удалось посмотреть даже те фильмы на «производственную тематику», которые снимались на Горьковском телевидении в 1974-75 годах:  «Автомобиль набирает надежность», «Самые земные заботы» и «Позывные RIHH».

А мой интерес к творчеству Сокурова начался ….  «с любви к балету»! И в этом тоже нет парадокса! Все закономерно, как  я поняла совсем недавно. Однажды на встрече студентка задала  вопрос Александру Николаевичу: «Есть ли в истории человечества какой-нибудь творец, который отражает весь Ваш внутренний мир?» Ответ был: « Из современных – Бежар. Мне очень интересен Бежар».

Вот так. По мнению самого режиссера его внутренний мир отражает великий балетмейстер –новатор и бунтарь, создатель знаменитой труппы «Балет 20 века» Морис Бежар. Автор «Нижинского – клоуна Бога», «Ромео и Юлии», «Болеро» и других хореографических шедевров.

Впервые прочла фамилию режиссера Сокурова и узнала о тяжелой судьбе положенного на полку фильма «Скорбное бесчувствие» в монографии балетоведа Наталии Зозулиной о выдающейся балерине Алле Осипенко, последней ученице великой Агриппины Яковлевны Вагановой в далеком 1987 году. Другое время и другая эпоха. Но пути Господни неисповедимы. В ХХI веке удивила Зозулину памятью об этой книге во время нашей увлекательной беседы на форуме «Друзей большого балета». Подробности этой беседы – в статье «Модератор сердится» на этом сайте.

Специально для Аллы Осипенко режиссер поставил моно-фильм «Ампир». Моно-фильм? Нет. Не так. «Ампир» — означает имперский стиль в искусстве. И только Сокуров сквозь время смог создать  блистательный дуэт двух императриц балета и оперы –великой балерины Аллы Осипенко и великой певицы Марии Каллас,  голос которой звучит за кадром – Виолетта из «Травиаты». Незабываемое сочетание неповторимой пластики Осипенко с божественным голосом Марии. А встретились две дивы высокого имперского искусства в заурядном американском детективе «Вы ошиблись номером»! Получился шедевр!

Алла Осипенко еще раз появится в киномире Сокурова, ведя диалог с  «Данаей» Рембрандта в Эрмитаже в фильме «Русский ковчег». Три блистательных роли предоставил Сокуров   балерине Алле Осипенко.

Итак, я запомнила фамилию режиссера, выбравшему мою любимую балерину  на роль в фильме по драме Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». В этом фильме ее партнером стал замечательный ленинградский хореограф, увы, безвременно ушедший, Дмитрий Брянцев. С его именем связан феномен теле-балета, открытый знаменитой «Галатеей» с Екатериной Максимовой и Марисом Лиепой.

Через год в начале сентября 1988 года Александр Николаевич появился в моей любимой передаче Святослава Бэлзы, посвященной музыке в кино. Речь шла о фильмах «Кармен» Карло Сауры и «Травиате» Дзеффирелли. А в конце  показали несколько отрывков из фильмов самого Сокурова. Особое впечатление тогда произвел финал «Дней затмения» — главный герой Малянов на фоне Красноводска, где жил сам режиссер в юности, и фортепианная музыка Роберта Шумана. Потрясающее сочетание : восточный пейзаж и европейская музыка!

Александр Сокуров признается: «Музыка для меня – самое сказочное, самое свободное, самое таинственное, самое искусное искусство». И не случайно его называют «самым музыкальным режиссером современности». Я чувствую его картины, прежде всего через музыку.

В конце сентября на единственном тогда центральном канале вышел документальный фильм, вернее, развернутое интервью, фактически исповедь Сокурова. Пару лет назад снова посмотрела этот фильм в интернете. Сейчас пока не нашла, но буду искать, чтобы  поместить здесь.

В декабре 1988 года  в Москве мне удалось посмотреть и художественные и документальные фильмы уже на большом экране. Началось все с ретроспективы документальных лент в кинотеатре «Встреча» на Смоленской площади. Первыми были «Мария» и «Элегия». Впечатление было потрясающим!  Сочетание музыки, голоса великого Шаляпина и  движения камеры по фасаду здания, на котором устанавливали мемориальную доску, помню до сих пор. Мурашки по коже. Этот хорал «Господи, помилуй».  Интересно, что в расширенный вариант «Петербургскую элегию» эти кадры уже не вошли. Тогда зимним московским вечером поняла и почувствовала – это мой режиссер. Я должна увидеть все его фильмы!

Признаюсь, те декабрьские дни были очень тяжелыми для меня, подавленное и угнетенное состояние духа, но вышла  из кинотеатра окрыленная.

В доме культуры Ильича состоялась премьера «Дней затмения». Вышел конфуз. Зрители пришли на фильм Сокурова,  а им предложили  выставку художников «Митьков» и концерт композитора Ханина в нагрузку! Народ возмущался. Сеанс задержали часа на два. Многие ушли. Мы с подругой выдержали. Но были уже без сил. Поздний вечер, все время на ногах. Но как только погас свет и зажегся экран, зазвучала музыка того самого Ханина, произошло чудо. Усталость и раздражение как рукой сняло! Опять вышла из кинозала как будто с крыльями за спиной!

В апреле 1989 года в журнале «Неделя» прочитала краткое интервью режиссера с жалобой на грубость неадекватных «зрителей» из Вологды, советующих ему  вместе с покойным Тарковским убираться в Лондон к автору «Сатанинских стихов» Салману Рушди.

Тогда я впервые задумалась, ну почему у людей , пишущих гадости и грубости, нет никаких сомнений в своем праве написать и отправить хамское письмо,  а вот я например, стесняюсь выразить свое восхищение?

Под влияний этих раздумий взяла красивую первомайскую открытку и поблагодарила режиссера за великолепные фильмы. И отправила ее на  адрес «Ленфильма». Ответа не ждала. Но он пришел! Александр Николаевич сердечно благодарил меня за помощь и поддержку и извинялся за свой «чудовищный почерк». С этих писем и начался наш диалог.

Ответы на мои вопросы не обязательно были в письмах или телефонных беседах, но в интервью или даже в самих  фильмах. Например. В одном из интервью Александр Николаевич огласил  список фильмов, которые он  планировал  снять, составленный еще в первые годы работы на «Ленфильме».  Среди них значились булгаковские  «Мастер и Маргарита». Позже уже в XXI веке  режиссер признался, что не очень любит этот роман, считая его незавершенным. Я поинтересовалась, почему же он когда то мечтал  снять фильм ? Александр Николаевич не ответил, сославшись на то, что это не телефонный разговор.  Пару дней назад получила ответ в интервью, когда снова Сокуров вернулся к тому же старому  списку планируемых картин. Роман Булгакова так «заездили», что уже нет желания снимать на эту тему.

Но вернемся из 2021 юбилейного года в далекое советское прошлое. В ноябре 1990 года в наш маленький провинциальный город привезли « Спаси и сохрани» по роману Флобера «Мадам Бовари», и перед каждым сеансом выступал лектор – ленинградский актер Колпаков. Подошла к нему, мы разговорились, и вдруг прозвучало приглашение: «А приезжайте — ка к нам в Ленинград»! После его отъезда вдруг обнаруживаю в почтовом ящике интересное «письмо счастья»! Этот эпизод с «письмом» всплыл в моей памяти  совсем недавно после просмотра самого «сокуровского» фильма Светланы Проскуриной «Удаленный доступ», в котором также  фигурируют эти «письма счастья».

Зимой 1991 года  в Ленинграде перед сеансом «Круга второго» впервые вижу Сокурова так сказать «вживую». А летом того же года на станции метро Каменноостровская он вручает мне кассету с записью «Примера интонации»! Финал – бесконечная дорога как в «Марии», но вместо музыки Шнитке, трагический финал «Патетической симфонии» Чайковского как преддверие ждущих нас потрясений. Потом был ГКЧП в августе, Беловежская пуща в декабре, Советский Союз перестал существовать,  и мы оказались в разных государствах. Но наш диалог продолжался и через границы.

Летом 1992 года присутствовала на  рабочем показе «Камня» на «Ленфильме». Это был первый мой визит на прославленную киностудию. Тогда же я подарила Александру Николаевичу книгу «Просветительское движение в Англии» со своей главой «Политическое учение Болингброка». Об этой книге скажу позднее.

Перед показом Александр Николаевич отметил, как ему очень приятно присутствие в зале не только кинематографистов, профессионалов, но и  зрителей, любящих музыку Малера ( накануне посетила Филармонию, где слушала 9 симфонию этого композитора). После просмотра сказал мне : «Не надо ничего говорить».

Но у нас постепенно вырабатывалась традиция – писать подробный разбор своих зрительских  впечатлений от записанных на кассетах фильмах. Записи на кассетах  были единственной возможностью тогда в лихих 90-х годах увидеть его картины.  Этот фильм не стал исключением, как и «Тихие страницы»….с музыкой Малера. В мае 1994 года перед отъездом на таджикско- афгансую границу ( был снят цикл документальных фильмов «Духовные голоса) мне была подарена  пластинка: сложная композиция голосов актеров из «Одинокого голоса человека», «Тихих страниц» с музыкой Нуссио и  Малера «Песни умерших детей».

Название фильма, оно всегда шире содержания. Краеугольный камень, замковый камень, тот, что держит здание, дом. Воскресший Чехов возвращается в свой дом, ставший музеем. Его встречает сторож по фамилии Малянов, как звали героев «Дней затмения» и «Круга второго». Антон Павлович осваивается в доме под увертюру и квартет Татьяны, Ольги, Лариной и няни  «Слыхали ль вы» из «Евгения Онегина» Чайковского! На стене – портрет Толстого. Чехов, Пушкин, Толстой, Чайковский – великие русские писатели и композиторы – тот самый краеугольный камень, на котором держится русская культура и жизнь. По признанию Сокурова, из русских писателей ему ближе всех Чехов. И я горжусь тем, что в его библиотеке есть несколько книг – письма и воспоминания о Чехове, подаренные мною. А вот воскресший гость прикасается к клавишам фортепиано – аккорды прелюда Шопена. Это и давняя, но не осуществленная мечта режиссера научиться играть на этом инструменте. Увы, в детстве не было у родителей в связи с бесконечными переездами по разным гарнизонам  отца – офицера купить громоздкий инструмент. Купили баян, но он был такой огромный по сравнению с хрупким маленьким Сашей! Одним словом, не получилось. Но дебютировал Сокуров на горьковском телевидении документальным фильмом о Шопене!!! И в «Камне» шопеновские аккорды – отголосок горьковской юности. И это негласная эстафета культуры от классиков   XIX века в век ХХ. Преемственность, связь, звенья единой цепи.

Литература для режиссера Сокурова – главное из искусств: «Гораздо большую цену, не сравнимую ни с чем,  и уж точно большую, чем кино, для меня представляет литература. Если я дошел до каких то истин, смог справиться со своей юношеской гордостью  или научился чувствовать людей,  которые рядом со мной, то это только  благодаря тому, что я всегда был увлечен книгой, обожал крупные романы, развернутые повествования, делал заметки».

 

Киномир Сокурова нельзя разделять на фрагменты. Он как дерево, у которого постоянно появляются новые веточки и листья, но связанные со стволом. Их нельзя разъединять. Фильмы, как художественные, так и документальные, перекликаются друг с другом, ведут постоянный диалог. Разные сюжеты сливаются в единый хор. Это полифония. Чтобы мысль моя стала яснее, продолжим говорить о «Камне».

Партию Татьяны в квартете из «Онегина»  поет Галина Вишневская, любимая певица Марии Андриановны, мамы режиссера. Пластинки с ее записями бережно хранились в семье. И можно сказать, что под пение примадонны Большого театра Сокуров и вырос. Эта великая певица и ее изумительное серебристое сопрано всегда будут ассоциироваться у режиссера с родным домом. Пока в его киномире  появился только голос Вишневской .

Но режиссер мечтал поработать с певицей, удивляясь слепоте коллег, в упор не замечающих ее незаурядного драматического дара.  Фильм — опера «Катерина Измайлова» с ее блистательным участием  тому самый наглядный пример.

В нулевых годах  уже XXI века Святослав Ростропович связывается с Сокуровым и вот бесплотный в «Камне» голос обретает плоть: снимается «Элегия жизни» о супружеском и творческом союзе гениальных  Вишневской и Ростроповиче! Счастливая жизнь счастливой пары в непростые времена!

Вот Галина Павловна сидит в старинном позолоченном кресле и отвечает на непростые вопросы режиссера о жизни и судьбе. Ассоциация с  портретом великой английской актрисы Сары Сиддонс в образе музы трагедии на портрете Рейндольса. Звучит  ария Лизы «Царица ночь» из «Пиковой дамы» Чайковского.

Пушкинские произведения Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» станут постоянными лейтмотивами в картинах Сокурова, соединяя казалось бы разные фильмы в единое целое. За документальным фильмом последовал и художественный. «Александра». Великая певица сердечно благодарила режиссера за счастье  снова почувствовать себя дебютанткой после творческого вечера на Страстной в 2008 году.

Действие фильма разворачивается в Чечне – бабушка приезжает навестить служащего там внука. Сценарий написан самим режиссером, но в ходе съемок был изменен. Исчезла сцена катастрофы – герои на автобусе спасаются от оползня и шофер кричит : «Я держу руль! Я держу руль!» В фильме ее нет.

Бабушка и внук говорят о вечных вопросах, о жизни, о том, почему он не жениться и многом другом. Темы их бесед перекликаются с предисловием к книге Сокурова «В центре океана»: «Где взять силы, чтобы жить согласно чести? Наверное, в своей душе. Задавайте ей вопросы и требуйте от нее ответа на самые тяжелые и страшные для себя темы. И если она не может дать ответов простых и ясных, которые ты имеешь мужество выслушать – значит , ты в беде».

Внук не в состоянии ответить на вопросы бабушки и покидает ее, отправляясь на задании, бегло простившись. Но героиня Вишневской, возвращаясь из города и беседуя с чеченским мальчиком вдруг цитирует слова старой японки из «Восточной элегии», документального фильма : «Просите разума»! Так беседуют художественный и документальный фильмы в киномире Сокурова! Между «Восточной элегией» и «Александрой» глубокая внутренняя связь. Во время беседы с режиссером я высказала мысль, что фильм не совсем о Чечне. Он быстро и пристально посмотрел на меня: «А о чем этот фильм?» «Это фильм о долгой разлуке и встрече двух любящих друг друга людей». Эта любовь выражена в трогательной сцене, когда внук заплетает седую косу бабушки, а она читает лермонтовские строки : «Нет, не тебя так пылко я люблю».  Вишневская вспоминала, как  Александр Николаевич следил за тем, чтобы не было излишнего пафоса в чтении стихов, не было актерства. Просто и естественно. Почти скороговоркой, но какой потрясающий эффект! Когда впервые смотрела эту сцену в день шестидесятилетия режиссера 14 июня 2011 года, то слезы текли по щекам. Сокуровские картины понимаю прежде всего сердцем и душой, не умом.

Сокуров планировал снять с Галиной Павловной фильм, в котором она читает стихи. Могу представить какой потрясающий фильм бы родился из этого творческого союза. Судьба. В день, когда не стало той, кого Сокуров величал «русской государыней, царицей», вечером позвонила ему…..Александр Николаевич до сих пор не отошел от этой утраты. Признался в этом пару дней назад в передаче «Доброе утро».

Александр Николаевич хотел видеть Вишневскую, великолепную Маргариту в опере Гуно , еще в одной совсем неожиданной  роли – Ростовщика из «Фауста»! После встречи на Страстном, один из присутствующих пожелал Галине Павловне будущих  ролей у Сокурова. Она, смеясь, ответила:  «Мефистофеля в «Фаусте». Сам режиссер рассказывает об этом так: «Прошли с  Вишневской грим и актерские пробы, но ее отговорили некие «близкие» православные люди. Огромный , грандиозный замысел не осуществился. Она бы сыграла эту роль поразительно. Я видел это, чувствовал, и эта роль писалась для нее. Она грандиозно одарена как драматическая актриса».

Так получилось, что в начале нулевых у Александра Николаевича поменялись адрес и телефон и на несколько лет мы потеряли друг друга. Но я продолжала следить за его творчеством через интернет благодаря замечательному сайту «Александр Сокуров в контакте», где собраны обширные материалы. Так я узнала о начале съемок «Фауста», который в первоначальном виде был совсем иным: с венским кофе и шоколадом, музыкой Штрауса и со всей венской прелестью. Потом у нас на конференции онлайн состоялся разговор о причинах различия между замыслом и воплощением.

Ждала этого фильма, периодически проверяя по интернету, как идут съемки. Весной 2011 года, готовя к выпуску курс своих лекций по истории культуры Запада, еще раз зашла в интернет и с удивлением обнаружила интервью Сокурова, в котором он рассказал о  беседе с Ельциным о….Болингброке! Летом, купив книгу «В центре океана», обнаружила целую главу о беседах с Ельциным об истории. И насколько поняла, Александр Николаевич обсуждал с президентом России мою главу о политическом учении Болингброка, значение института оппозиции в «свободной системе правления»! В прошлом году еще больше узнала подробностей о том как Ельцин на это реагировал, интересовался Почему Англия, а не Франция или Германия?

В Петербурге в июле  2011 года через старых друзей попыталась снова связаться с Сокуровым и мне это удалось! После осознала как наш первый диалог после долгой разлуки напоминает сцену из «Одинокого голоса человека»:

— Здравствуйте, Вы меня не помните?

— Нет, я Вас не забыл.

— Это хорошо. Забывать никогда не надо.

Александр Николаевич ответила на мой вопрос «Здравствуйте, Вы меня не помните» несколько иначе : «Я узнал Ваш голос, Леночка». На следующий день на «Ленфильме» он подписал ту самую книгу «В центре океана» и мы сфотографировалась на память впервые.

Мы говорили о «Фаусте», который должен был озвучиваться в Лондоне. Но была задержка из-за российских чиновников. И большие сомнения в том, что картина из-за этих задержек будет готова к Венецианскому фестивалю. Тогда пожелала удачи: «Все будет хорошо».  «Золотой лев» — главный приз Венецианского фестиваля оказался в руках Александра Николаевича летом 2011 года!

Премьера «Фауста» состоялась в Петербурге и в Москве в январе 2021 года. Прилетела в Москву, забрала заранее забронированный билет. Еду в такси в «Luxury Village», втайне проклиная того, кто выбрал это отдаленное место. Буран, метель, снегопад. Напоминает первые кадры «Круга второго». С отчаянием чувствую, что опаздываю. Прилететь специально из-за границы и опоздать! Да что за булгаковщина такая творится второй день? Вчера более часа в Петербурге в Филармонии не могли начать показ «Фауста». Антон Адасинский, создатель театра «Дерево» и исполнитель роли Ростовщика – Мефистофеля «держал» зал. И вот здесь в Москве тоже самое.  Не могу доехать до премьеры.

Ну вот, приехали! Лечу по красной дорожке….и мой порыв останавливает секьюрити: «Не волнуйтесь. Начало перенесли на час.» От сердца отлегло. Спускаюсь в гардероб, пытаясь отдышаться. И вдруг седьмое или какое то еще чувство мне подсказывает : «Сокурова здесь нет».

Прохожу в огромный холл, заставленный столами с закуской  и напитками и креслами, в которых вальяжно развалились московские кинознаменитости. Встречаюсь глазами с Натальей Дмитриевной Солженициной, мы улабемся друг другу и начинаем доверительный разговор, который останется между нами. Вижу продюсера и композитора Андрея Сигле. Направляюсь туда. У меня к нему важный вопрос. После всех положенных любезностей, спрашиваю о музыке «Отца и сына» — сцена между сыном и его девушкой на балконе. Александр Николаевич признавался в необыкновенном действии на него музыки «Кармен-сюиты» Щедрина. И в той музыке есть что то испанское. «Это болеро», — отвечает Сигле. Мы продолжаем разговор о музыке – лейтмотив из Чайковского в том же фильме. «Это любимый лейтмотив Александра Николаевича. Вы его услышите и в «Фаусте». Он попросил меня написать на основе «Пиковой дамы». Вспоминаю, что эта же музыка звучала и в «Александре».  К нам присоединяется Антон Адасинский. Еще пару любезных фраз и я их покидаю.

Премьера «Фауста», если не считать задержки из-за погоды, прошла хорошо. Не было никаких технических сбоев. Разговор об этом фильме требует отдельной статьи.

Мне хочется несколько слов сказать об «Элегии дороги», замечательном фильме, снятом в 2001 году. К великому сожалению, смогла его посмотреть на компьютере только в 2011 году. До этого времени мой старый ноутбук не позволял смотреть кинофильмы. Способный на это компьютер появился в конце 2010 года, что стало настоящим возвращением в киномир Сокурова. До этого обходилась чтением статей о творчестве режиссера, часто очень неадекватных. Когда попадались разгромные рецензии об «Отце и сыне», то понимала булгаковскую Маргариту. Человек я мирный, но….всему есть предел. С этими ругательными опусами все было ясно. Но вот «Элегию дороги» господа критики расписали так, что сложно было понять О чем этот фильм.

Единственно, что они указали верно — это посещение музея в Роттердаме. В 2015 году летом была в этом городе на очередном международном конгрессе по эпохе Просвещения. Предоставленная участникам гостиница располагалась в десяти минутах ходьбы от этого музея. Народу почти не было. Можно было пройти много залов, не встретив ни одного человека. И вот я сидела под этой самой картиной, думая о словах Мастера и рассказанной им истории. А вернувшись в гостиницу, снова на планшете пересмотрела этот изумительный по художественным достоинствам и пронзительный в своей искренности фильм.

Посвященную Лувру «Франкофонию» смотрела тоже  в интернете. И сейчас ожидаю  «Сказку» — фильм о начале второй мировой войны. Но с особым нетерпением буду ждать фильма о счастливом человеке.

Мне было радостно услышать в последнем интервью Сокурова о трех-четырех выдающихся талантах, которые обучаются у него в петербургском институте кинематографии в  и делают такие поразительные  вещи, которые он в их возрасте не мог и представить. И у них есть чувство юмора! Прекрасно, что создается школа. Мастерство есть, кому передать. Уже от этого становится хорошо на душе.

 

Моя глубочайшая благодарность Александру Николаевичу Сокурову за его фильмы, внимание, ответы на мои вопросы, за то, что был рядом со мной в трудные моменты моей жизни. Желаю здоровья, здоровья и еще раз здоровья его маме Марии Андриановне, счастья сестре Надежде. Счастья, любви, здоровья, сил, энергии, верных друзей и талантливых учеников самому Александру Сокурову.

 

Обсуждение статьи

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья