Вверх
Комментарии

К ЮБИЛЕЮ НИКОЛАЯ ЦИСКАРИДЗЕ

Елена
29.12.2023

Сегодня 31 декабря 2023 года Николай Цискаридзе празднует юбилей! Миллионы телезрителей, его верных поклонников, в радостном предвкушении праздника, который нам дарит Мастер — передачи «Сегодня вечером» на Первом канале. В сложившихся своеобразных обстоятельствах, единственная, из которой никого и ничего не надо вырезать. Само по себе это говорит о высокой планке, о вкусе, о порядочности. Николая Максимовича придут поздравить его друзья, коллеги, партнеры по сцене, ученики: Алиса Фрейндлих, Михаил Хазанов, Ирина Винер ( эти трое в 2012 году подписали обращение с предложением назначить Цискаридзе директором Большого театра), прима Большого театра Светлана Захfрова, прима Михайловского театра Анжелина Воронцова и  премьер Большого Денис Родькин — верные  ученики Николая Максимовича, замечательные актрисы Марина Неелова и Людмила Максакова и многие другие, встреча и разговор  с которыми доставит огромную радость зрителям! Уверена — передача покажет великолепные рейтинги! С нею Первый канал не прогадал! В отличие от Большого театра. Но все еще впереди! Верим, что и главный театр страны достойно отметит юбилей своего легендарного премьера!

Ну а теперь вернемся назад в 31 декабря 1973 года, когда в Тбилиси на исходе дня появился на свет Ника Цискаридзе. Его рождению предшествовала история, похожая на сказку Андерсена, совсем не случайно он обожает сочинения этого автора. Как начинается «Дюймовочка»? «Жила-была женщина: очень ей хотелось ребенка, да где его взять? И вот она отправилась к старой колдунье».

Будущая мама Ламара Николаевна тоже мечтала о ребенке, но врачи разводили руками и ставили печальный диагноз: бесплодие. Надеяться можно было только на чудо. И оно произошло. Старая знакомая , не колдунья, но глубоко верующий человек, подсказала отчаявшейся женщине сходить к разрушенной в лихолетье церкви пресвятой Богородицы, от которой осталась одна стена и обратиться с молитвой к деве Марии. Молитва была услышана — родился Ника, когда Ламаре Николаевне было уже  42 года! Такой ребенок обязательно будет особенным, с возложенным на него миссией, которую ему предстоит угадать в себе и следовать.

Мальчику дали имя Николай ( Николоз по-грузински, в честь дедушки). В переводе — победитель народов. В семье его  ласково называли Ника, а это уже имя древнегреческой богини победы крылатой Ники! Так и получится, что по жизни пойдет Победителем, хотя путь будет усыпан не только розами, но и отравленными шипами. Такое не всякий преодолеет и не сломается. Но так выработались стальной характер и железная воля.

Настойчивый зов сказки маленький Ника слышал всегда. Мама, педагог по профессии и физик по образованию, ввела его в мир искусства, как только он научился ходить. Как вы думаете, какие картины Третьяковской галереи запали ему в душу? «Демон» Врубеля, образ которого воплотит в спектакле Бориса  Эйфмана и «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» Васнецова.

 

 

С детства мальчика окружали те, кто внес в искусство значительный вклад: великий режиссер Сергей Параджанов ( «Тени забытых предков», «Цвет граната»), а  Тенгиз Абуладзе планировал снимать Нику в «Покаянии» — факт, о котором мало кто знает. Благодаря родству с ним Ника с мамой регулярно отдыхали в пансионате кинематографистов в Пицунде. Повидав всех и вся, Цискаридзе вспоминает то время, встречи с теми людьми, научной и художественной элитой Советского Союза и отмечает уровень культуры, идей, интересов, с которым не сравниться гостям вилл нынешних российских олигархов: «Поверьте, там хорошо, но не то». Такое окружение побуждало к творчеству с ранних лет. Оно формировало безупречный вкус, понимание того, как вести себя в любых жизненных ситуациях, давало внутренний стержень на всю жизнь. У Ники было золотое детство, в которое свой вклад внесла еще одна удивительная женщина — няня Фаина, киевлянка, вдова военного. Каждый человек, по мнению Цискаридзе, гениален в данной ему сфере. Няня Фаина была гениальна в том, как наладить быт и одарить любовью и теплом маленького мальчика, как подготовить его к жизни. Удивляет и восхищает как семидесятилетняя женщина легко нашла общий язык с малышом. Тот «интересовался» газовой плитой, что могло привести к неприятным последствиям. Няня поднесла его пальчик на мгновение к огню. И интерес к плите отпал раз и навсегда — это больно и опасно. А какие оценки, точные, не в бровь , а в глаз, давала окружающему! Няня всегда живет в душе и сердце Цискаридзе: если не удается заснуть, только представит ее успокаивающую руки и все! Все тревоги улетают!

Но тогда в детстве мальчик научился и сам себя развлекать — мама работала, а няня хлопотала по хозяйству. Единственное правило — убрать за собой игрушки. Ему он следует неуклонно и сейчас — разложить все по полочкам, все должно находиться на своих местах. Но тогда же он начал ставить свои «спектакли», которые смотрели два зрителя — мама и няня. Интересовался кукольным театром, его водили за сцену в театре Образцова, показывали, как работать с куклами. Он даже сам стал делать кукол! В театре было главное — сказка, в которую его неудержимо тянуло: «Я очень хотел на сцену. Мне все равно было в каком качестве — хоть ковриком, хоть декорацией, хоть свечкой…А в балет брали раньше всех, — рассказывает Николай Максимович о своем детстве, — И я поступил в хореографическое училище.Я хотел быть премьером в Большом театре, я знал,что буду этим Щелкунчиком, принцем в красном и…моя мечта осуществилась.»

А ведь сколько людей говорили прямо противоположное: «Посмотри на себя, ты никогда не будешь танцевать в Большом театре!» Это «пророчил» администратор театра, а сколько других «пророков» пытались вынести свой вердикт! Но судьба есть судьба. Он был для этого предназначен и говорит о себе : «Я счастливый человек, потому что верно выбрал профессию». Многие попадают не туда, а потом сожалеют об упущенном времени и пропавшей жизни. Но Ника в десять лет знал, кем он хочет быть, несмотря на протесты мамы. Ламара Николаевна видела его совсем в другом месте — золотая медаль и  один вступительный экзамен на юридический факультет МГУ. Значительно позже Цискаридзе и эту мечту мамы воплотит в жизнь, окончив Юридическую академию имени Кутафина и защитив магистерскую диссертацию. Но это будет потом, а в десять лет он поступает в Тбилисское хореографическое училище. Летом 1985 года ученики из Тбилиси принимают участие в Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. Программа включала не только выступления, но и посещение «Щелкунчика» в Большом театре! Его зеркала имеют магическую способность отражать будущее: Ника увидел себя в трех возрастах в этом театре! Об этом своем потрясающем опыте яснознания рассказал в книге «Мой театр». Театр ему «подмигнул» : «Ты — наш». И дал подсказку, чтобы укрепить веру в себя, когда будут со всех сторон вещать противоположное. Машу в тот день танцевала Наталья Архипова , а Щелкунчика  — Вячеслав Гордеев. И вот так распорядилась судьба, что именно Архипова стала первой Машей Цискаридзе, когда 13 января 1994 года он дебютировал в «Щелкунчике»! Судьба не раз и не два будет посылать ему такие знаки. А последней Машей уже  31 декабря 2012 года и 2 января 2023 года станет Анжелина Воронцова!

Волшебные впечатления от тех двух спектаклях помню до сих пор! А Вячеслав Гордеев как художественный руководитель балета Большого   введет Цискаридзе в спектакль «Жизель» с Надеждой Павловой, в волшебный танец которой мальчик   был влюблен и в значительной степени благодаря ей пошел в балетное училище, увидев ее в три года  ….»Жизели»!

Вот так он впервые  увидел на сцене тех людей, которые сыграют не последнюю роль в его жизни в Большом! Картинка в зеркале оказалась пророческой! В 1987 году Цискаридзе переводится в Московское хореографическое училище. В его жизнь постоянно входят люди, необходимые для дальнейшего роста и развития в тот момент, когда это необходимо. Не раньше и не позже. Петр Пестов.

Гениальный педагог мужского танца, который сам  танцевал шутов — по природным данным, а воспитывал только премьеров. Цискаридзе и сейчас видит сразу — это птенец гнезда Петра Пестова. Видно по ногам, по корпусу. Спутать нельзя. Маститый педагог сразу увидел необычность данных нового ученика, но отношения сложились не сразу. Ника заставил посмотреть на себя в новом свете, когда единственным из учеников ответил на вопрос: «Это ария принцессы Эболи из оперы Верди «Дон Карлос». Опера шла в Тбилисси и Никак как ученик не раз и не два в ней участвовал. Пестов был поражен, а в дальнейшем они сошлись в любви и преклонении перед великой оперной певицей Марией Каллас, прозванной «божественной».  2 декабря в день столетия Каллас Цискаридзе посвятил ей специальный выпуск передачи «Сегодня вечером». Пестов пытался развивать учеников культурно, устраивая такие вечера прослушиваний оперы, просмотров кинофильмов. Сейчас Николай Максимович взял на вооружен его стратегию в обучении уже своих учеников в Академии русского балета.

Цискаридзе прошел великолепную школу у Пестова, очень суровую, потому что учитель специально доводил его едва не до истерик перед выступлением. Придя в Большой, Цискаридзе поблагодарил учителя: никто и ничто не могло вывести его из равновесия перед выступлением, как ни старались завистники. Его девизом стало : «Танцую даже при землетрясении! С отключенным светом, с провалившемся полом!» Вот это и есть мастерство!

Жизнь проверяла и проверяла его на прочность. Когда в метро он заливался слезами над книгой «Джен Эйр», то плакал о себе. Как признался впоследствии, когда зритель или читатель плачет, он оплакивает себя. Инсульт мамы, которую не брали в больницу из-за отсутствия московской прописки. Момент, когда Ника хотел бросить училище. Но тогда те, кто был к нему так суров, пришли на помощь. Пестов пошел к возглавлявшей училище Софье Головкиной и вопрос был решен! Николай Максимович всегда с особой теплотой вспоминает Пестова и как педагога и как человека, который дал ему много уроков не только балетной техники, но и отношения к людям, своим ученикам. Когда великий педагог ушел из жизни в Германии, то Цискаридзе взял на себя все хлопоты по  похоронам в Пермской области. Он вспоминает с горечью и болью , сколько же гробов я вынес в юности! Жизнь продолжала бить его: в двадцать лет он лишился мамы. Ламара Николаевна как будто знала время своего ухода: «У тебя есть профессия, ты в Большом, квартира есть, а я тебе буду только обузой». Николай протестовал, но….8 марта ее не стало. Поэтому этот праздник он не любит. Остался совсем один. О своем сводном  по отцу брате  Дато узнает много лет спустя.  Их отец был наполовину французом — возможно оттуда эта страсть к балету — любимому искусству французского короля Людовика XIV, короля-солнца!

Но судьба уже привела к нему тех, с кем он пойдет по жизни дальше. На выпускном экзамене летом 1992 года гений балета, великий Юрий Григорович написал : «Грузину пять, взять в Большой театр».

Все места в Большой  были уже распределены и Цискаридзе в списке не было, но воля великого Мастера, видящего далеко вперед, все изменила. Он расписал этапы карьеры многообещающего артиста по дням и по годам. Конферансье в «Золотом веке», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», с которым впервые выехал на гастроли в Лондон и впервые узнал успех в Альберт-холле. Услышал хлопанье откидных мест — зрители стоя его приветствовали. Потому маленький букетик от них сохранил как свидетельство своего триумфа! И здесь же его заметили два гения Марина Семенова и Галина Уланова. Марина Тимофеевна сказала просто: «Мальчик, хочешь хорошо танцевать, приходи в мой класс». И он ходил вплоть до ее 95 летия, когда Семенова по своей воле покинула Большой. Прожила 102 года, заметив: «Я тебя заразила долголетием». Легендарная балерина, через класс которой прошли едва не все примы Большого — Плисецкая, Бессмертнова, Павлова. Список бесконечен — можно продолжать и продолжать, но Цискаридзе был на особом положении. Его она видела продолжателем своего дела. Когда ему было двадцать с небольшим, заявила: «А теперь самое время подумать о пенсии». И заставила получать диплом педагога. Когда праздновали это событие, заметила: «Мы с Галькой (Галина Уланова) не случайно помогаем тебе. Мы много в тебя вложили. И поэтому каждый раз, когда ты будешь встречать человека, которому надо помочь, у которого есть способности, помогай!». Две примы Большого великие  Уланова и Семенова терпеть друг друга не могли, но сходились в одном — защите и помощи Цискаридзе. Галина Сергеевна не вела класс, но репетировала с ним Нарцисса, готовила Солора, «мятущуюся душу».

 

Карьера в Большом развивалась стремительно. Точное знание своего амплуа принца: Зигфрид, Дезире, Щелкунчик, Солор, Альберт. Никогда как ни просили и уговаривали не танцевал Базиля, Красса, Филиппа в «Пламени Парижа». Долго не пробовал себя в современных постановках, помня предупреждение Пестова: «Твой двигательный аппарат создан для классического танца. Модерн тебя разрушит». Следуя этому правилу, Николай много лет избегал травм. Но соблазн был слишком велик — встреча с гениальным французским хореографом Роланом Пети. Постановка «Пиковой дамы», знакового спектакля, получившего государственную премию — в последнее время не часто Большой такие премии получает, почему спектакль и пытаются замолчать в некоторых изданиях. Потом «Юноша и смерть» , «Собор Парижской Богоматери»и «Клавиго», репетиции которого проходили в Париже.

И здесь произошла катастрофа, о которой предупреждал Пестов — тяжелейшая травма. Госпиталь. Операция. И…дальше начался ад. Золотистый стафилококк. Сепсис. Состояние между жизнью и смертью, когда ему в бреду виделась няня Фаина и он просил: «Забери меня», а она отвечала :»Тебе еще рано». У его постели дежурили два ангела хранителя Галя Кожедуб и Маша Зонина. «В течении трех недель мне сделали десять операций под общим наркозом, надо было постоянно промывать сустав, чтобы не допустить гангрены. Меня брали в операционную последним  как гнойного больного, в конце дня. И каждый раз это было путешествие в очередной круг ада…Я изучил весь свой маршрут от палаты до операционной по потолку и лампам…Проводив меня в операционную, Галя каждый раз боялась, что меня могут привезти с ампутированной ногой….Маша звонила мне на мобильный телефон в течение ночи по нескольку раз….Ее предупредили, что я могу умереть в любую минуту, не дожив до следующего утра. Если я , хотя бы в бреду , брал трубку, значит, я был еще жив…Парижские врачи боролись за мою ногу. Они боролись за мою жизнь. Что будет со мной дальше, мог знать только Всевышний». Так описывает Цискаридзе тот период во второй части книги «Мой театр». К нему привели православного священника из русской церкви Александра Невского : «Я причастился, и было такое чувство как будто кто-то меня отпустил…Впервые за эти недели я заснул  сном младенца….На следующий день упала температура. Врачи диву давались. Иначе как чудом это никто назвать не мог». У Цискаридзе сильнейшие ангелы -хранители. Миссия его продолжалась! Но какой шок испытал артист, взглянув впервые на себя в зеркало: «я увидел жертву концлагеря Бухенвальд. До травмы я весил 72 кг, но теперь потерял 10 килограмм. Левой ноги не было вообще,ни икроножной мышцы, ни бедра: просто кость и колено размером больше , чем моя голова. Ужас. Тогда единственный раз пришла мысль, что танцевать я не буду никогда, потому что так, с нуля, накачать мышцы невозможно». В тот момент ему было всего 29 лет! Складывается впечатление, что жизнь Цискаридзе — это арена битвы сил добра и зал и первые неизменно побеждают! Он справился! Он вышел на сцену! Вся Москва пришла смотреть его Германа в «Пиковой даме» — сможет или нет, прыгнет или нет! Партнерша Илзе Лиепа рассказала, как у нее замирало сердце перед знаменитым прыжком Цискаридзе через кровать! Есть в спектакле такой момент. Это был триумф! Это была Победа! А как иначе, если он по жизни Победитель? Имя обязывает! Николаи — они такие, непобедимые, как бы и кто ни старался!

Это было второе рождение в искусстве и в жизни. Врач, который оперировал Цискаридзе, проплакал весь спектакль. Он полагал чудом для своего пациента только способность ходить! А танцевать, да так танцевать, что зрители заходятся от восторга! Николай Максимович триумфально вернулся на сцену Большого театра. Но его возможности и способности расширялись. Он начинает участвовать в проекте «Короли танца», «Дягилевских сезонах. 21 век». Пробует очень успешно свои силы на телевидении, где он неизменная звезда более двадцати лет. Впервые пришел в 1997 году. Карьера телеведущего, которая увенчалась премией «Тэфи» в декабре 2023 года, началась по-настоящему с программы «Взгляд» в 2001 году , куда Александр Любимов  пригласили его и  Григоровича в связи с возвращением последнего в Большой театр и длится успешно двадцать два года! «Звезды на льду», «Звездный лед», «Ледниковый период», «Танцы со звездами» радовали зрителя не один год. Цискаридзе является своего рода талисманом передачи «Синяя птица», отпраздновавшей десятилетний юбилей, а как ведущий передачи «Сегодня вечером» получил премию «Тэфи»! Он признается : «Я работаю звездой!»

Скептики и злопыхатели могут вспомнить слова Владимира Познера о «лошадином заде», который тоже можно раскрутить на телевидении, а вот и нет! Сергей Филин, бывший худрук балета в Большом своей теледеятельностью в полной мере доказал неверность формулировки маститого журналиста. Выступил в «Судьбе человека», еще в нескольких передачах, а в 2015 году сделался председателем жюри «Танцев со звездами»! И это его погубило! Зрители сказали последнее слово: «Уберите Филина! Тупой как пробка! Двух слов связать не может!» И так далее и тому подобное. На телевизионной карьере Филина был поставлен жирный крест. Да и не тольок на телекарьере. С Филиным связана попытка втоптать в грязь репутацию Цискаридзе в ситуации с пресловутой «кислотной атакой». В ноябре 2012 Михаил Швыдкой опубликовал новость о том, что уважаемые и заслуженные деятели культуры России направили президенту Владимиру  Путину письмо с предложением назначить директором Большого театра Николая Цискаридзе, которое Михаил Ефимович гневно осудил: «Грустно, девицы».

В течение месяца телеведущая Тина Канделаки выясняла имена тех, кто увидел Николая во главе главного театра страны. Список более чем внушительный: Михаил Лавровский, Зураб Соткилава, Елена Образцова, Ирина Винер, Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов. На этих людей обрушился гнев тех, кто не хотел никаких перемен к лучшему в Большом. Во второй части книги «Мой театр» Цискаридзе рассказал как Маквала Касрашвили угрожала Соткилаве отменой его юбилея в родном театре, если он не отзовет свою подпись. Думал ли маленький Ника, слушая Касрашвили в роли Февронии в опере «Невидимый град Китеж» Рииского-Корсакова, что получит от нее такой подлый удар! Некотореы поддались давлению и отозвали подписи с извинениями. Но были и стойкие оловянные солдатики, не предавшие Нику, как, например Ирина Винер на все уговоры сказать о непонимании того, что подписала, ответила: «Я еще не сошла с ума и нахожусь в твердой памяти.» Не сдался Михаил Лавровский и Геннадий Хазин.

А на прославленного премьера обрушился начальственный гнев. михаил Швыдкой раздавал интервью с требованиями выгнать народного артиста России из театра. Но поскольку ничего не действало и никакая грязь к нему не приставала, решили прибегнуть к последнему средству — объявить виновным в нападении на худрука балета Сергея Филина. Увы, организаторы этой подлой информационной атаки вырыли себе могилу, открыв настоящий ящик Пандоры! Что началось в прессе- не описать. ВАл статей с обвинениями нарастал с каждым днем и докатывался до областных и районных газет. Неофициальный форум Цискаридзе до сих пор хранит в  архиве ссылки на эти публикации. Участники форума опубликова открытое письмо президенту Владимиру Путину и собрали в открытом доступе несколько тысяч подписей. В поддержку Цискаридзе был проведен пикет в Москве на площади Революции в июне 2013 года. Дирекция Большого театра, не зная о планах Цискаридзе, громогласно заявила о разрыве контракта с ним.

Николай Максимович сохранял ледяное спокойствие и уехал сначала на фестиваль Ларисы Гергиеовй во Владикавказ, где снова станцевал Золотого раба в «Шехеразаде» с Юлией Махалиной, но зрители в интернете обсуждали его знаменитую лезгинку с выдающейся оперной певицей Марией Гулегиной! А потом последовали гастроли в рамках фестиваля «Дягилеские сезоны. 21 век» в Лондоне, где в той же «Шахеразаде» была продемонстрирована звенящая форма Цискаридзе! Еще один триумф в том городе, где и начиналась его международная слава!

А где оказались его противники тем летом? Иксанова с позором изгнали из Большого. Филин пару лет числился худруком, но сработаться с Уриным, с которым начинал в театре Станиславского и Немировича -Данченко, так и смог и тоже покинул театр. А для Николая Цискаридзе начался новый успешный этап в жизни в Академии русского балета в Петербурге, которую он возглавил в октябре 2013 года.

Говоря о его телевизионной карьере, нельзя не сказать, сколько интервью разным телеканалам он дал за эти годы с успехом! Ученики из Большого прислали ему ссылки на две передачи с ю-туба: его интервью Юлии Меньшовой, собравшей за несколько часов миллион просмотров, и интервью нынешнего худрука балета Большого театра Махара Вазиева, которое за неделю собрало всего 154 просмотра. Оцените разницу! Николай Максимович — интереснейший собеседник, прекрасный рассказчик не только о балете, но о культуре, жизни страны, истории. Эту особенность заметила его педагог по истории балета Ирина Павловна Дешкова, которая долго уговаривала надиктовать книгу воспоминаний. Поскольку у Цискаридзе к себе очень высокий счет и целый список претензий, то он долго не соглашался, пока не увидел в магазина книгу Большого театра, без упоминания «Пиковой дамы» Ролана Пети, хотя в названии значились «литературные сюжеты на сцене Большого театра». Это и послужило толчком,  к тому же началась пандемия, которая всех засадила по домам. Предваряет книгу эпиграф «Если львы не расскажут свою историю, то это сделают за них  охотники». Объемная книга в двух частях мгновенно стала бестселлером. Первую часть приходилось постоянно допечатывать. Она стала бестселлером. Тираж достиг 70 тысяч экземпляров. И это еще не конец. Отзывы читателей самые восторженные: «Читала всю ночь», «Невозможно оторваться», «Какой легкий слог» и так далее и тому подобное. За что бы ни брался Николай -Победитель — все ему удается.

Карантин открыл Цискаридзе совершенно с новой стороны в интернете. Весной 2020 года он завел страничку в «Инстаграме», на которой каждый день беседовал с подписчиками — их к моменту  закрытия этой платформы уже было свыше полумиллиона человек! На тюбике открылся канал «Pro балет».

https://www.instagram.com/p/CM4lZHrHbcr/

Вышло несколько выпусков о романтическом балете, о «Жизели», о «Сильфиде», чем вилиссы отличаются от сильфид, о Солоре. Цискаридзе пригласил зрителей к себе в гости — мы увидели его квариру, а часто на заднем плане маячила его любимица — черно-белая кошка Тяпа, без вопроса о которой не обходилось ни одна встреча со зрителями.  Деятельность Цискаридзе в интернете вызвала яростное сопротивление противников и передача прекратилась. К сожалению, на тюбике видео исчезли, но выше дала ссылку на запись в инстаграме. Можно посмотреть. Но успешно продолжается до сих пор  другая передача  «Про школу», посвященная педагогам и выпускникам Академии русского балета.

Академию русского балета Цискаридзе возглавил в октябре 2013 года после ухода из Большого и в этом году исполнилось десять лет его ректорства. А как драматично начиналась эта история! Сколько было противников! Сколько Кассандр вещало о грядущем провале! Предшественница на посту ректора Академии Вера Дорофеева иронически пожелала ему «продержаться хотя бы месяц».

В фейсбуке действовала группа «Академия русского балета в осаде», которая собрала всех, вплоть до Ратманского и Ани Плисецкой, метавших громы и молнии. И что? Через пару лет педагоги умоляли Цискаридзе не уходить и не бросать их, почувствовав разницу. Как он сам признается: «Любой камень брошенный в тебя, будет пьедесталом для твоего памятника».

С его приходом в прославленном заведении многое изменилось. Впервые спектакли Академии стали показывать в Кремлевском дворце, а вручение дипломов в тронном зале Екатерининского дворца в Царском селе.

Учащиеся гастролировали с успехом в Японии и по Европе, получали престижные премии на конкурсах балета. Имена учеников и учениц сейчас знают все любители балета, так они примы и премьеры Большого, Мариинского, Михайловского театров: Рената Шакирова, Анастасия Лукина, Елена Соломянко, Ника Цхвитария, Алена Ковалева, Мария Хорева,  Анастасия Нуйкина, Александра Хитеева,Элеонора Севенард, Михаил Баркиджиджи, Дима Соболев, Аарон Осава-Горовиц, Марко Юусела, Мария Кошкарева, Ярославна Куприна,Софья Валлиулина, Лука Добош.  Всех перечислить просто невозможно — заняло бы несколько страниц! А Максим Севагин стал самым молодым руководителем балета в  Музыкальном театре Станиславского и Немировича -Данченко, премьера «Снежной королевы» в котором вызвала огромный интерес и бурное обсуждение. Но и с Академией продолжается сотрудничество.

За время ректорства Цискаридзе  Академия, которая до него ограничивалась выпускными концертами, сделала множество высококачественных выпускных спектаклей, сделавших бы честь любому театру. Это первый акт «Спящей красавицы» Петра Чайковского, сюита из «Лауренсии» Александра  Крейна, «Болеро » Равеля, «Сюита из «Раймонды» Джорджа Баланчина, последний акт «Раймонлы» Александра Глазунова в постановке Юрия Григоровича, «Классическая симфония» Сергея Прокофьева, «Волшебные сады Наины» из «Руслана и Людмилы! МихаилаГлинки», польский акт из «Ивана Сусаниена» Глинки, «Подводное царство» из «Конька-горбунка»Цезаря  Пуни, «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго, «Консерватория» Бурнонвиля, «Фея кукол» Йозефа Байера, незабываемая «Пахита» Людвига Минкуса и «Оживленный сад» из «Корсара» Адана, Делиба и Дриго!

Для выпускных спектаклей сознательно выбирались те хореографы, которые заканчивали это учебное заведение или преподавали — Джордж Баланчин, Бронислава Нихинская, Леонид Лавровский, Юрий Григорович. И с каждым годом росло мастерство «труппы» Академии, особенно кордабалета, двоек, троек, нарабатывалась синхронность движений, росла слаженность. Если в 2015 году в «Спящей» одна из девочек кордебалета упала к радости балетфрендов, то это осталось единичным случаем, который больше никогда не повторялся! Если «детский» вариант «Щелкунчика» Василия Вайнонена не предполагал поддержек Маши и Принца — вместо этого танец с кавалерами из-за того, что выпускники не смогли бы их осилить, то какие великолепнейшие поддержки, причем не одной, но нескольких пар, мы, зрители, увидели в последнем акте «Раймонды» в 2019 году! Развитие и прогресс налицо! С каждым годом все лучше и лучше, совершеннее и совершеннее!!! Виват ректору -Цискаридзе!!!

Еще интереснее выступление самого Цискаридзе в качестве хореографа! Раньше он не признавал за собой подобных способностей — опять высокая планка требований к себе. Но вот постановка «Часов» из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли удивляет и радует. Когда у меня плохое настроение, стоит  посмотреть запись и все в порядке! Заряжена энергией! И хочется увидеть продолжение хореографии Цискаридзе! И эта новая роль хореографа ему удается!

Энергетика Цискаридзе потрясает. Он сам признается, что все что он сажает цветет и плодоносит, цветы долго стоят в вазвх, а к посаженному им дубу во дворе того самого возрожденного сада приходят ученики подпитаться энергией. Сама в этом убедилась после выпускного спектакля прошлым летом: он крепко взял мои руки и какой то мощный поток энергии пошел! Всю усталость как рукой сняло!

Но предоставим слово  самому Цискаридзе о тех десяти годах в Академии : «Я понял, что смелость действительно  города берет. Удалось возродить работу методического объединения по классическому танцу и воссоздать кафедру балетоведения после десяти лет забвения. После долгой и кропотливой работы два года назад в академии был создан диссертационный совет. Устранены недоделки проведенного прежним руководством ремонта: ликвидированы протечки кровли, вывезены горы строительного мусора из одного из двориков Академии и на этом месте разбит прекрасный сад, проведена реконструкция и запущен в работу корпус студенческого общежития…Последние два года благодаря программе «Приоритет-2030″ академия получила возможность в регионах демонстрировать свои спектакли и вести на местах отбор талантливых детей….В Академии мне важно даже с какой стороны встает солнце, чтобы в классах правильно развесить зеркала. Если их неправильно установить, от падающего света во время занятий начинает кружиться голова…Организация издательского дела по выпуску уникальных книг, богато иллюстрированных и по — типографски  великолепно выполненных, и открытие мемориальной доски Мариусу Ивановичу Петипа на стене здания Академии. После 10 лет мне не стыдно ни за один день ректорства. У человека, который прошел Петербург, стальные нервы».

Нужно отметить, что перебираться в Петербург Цискаридзе начал задолго до ректорства в Академии. Единственный премьер Большого, которого регулярно приглашал Мариинский театр, загодя приобрел квартиру в северной столице, которую сам обустроил. Наталья Курдюбова, актриса театра Фоменко, его давний друг, рассказала как «прекрасный принц» работал по обустраиванию квартиры. Она поразилась, как ловко он управляется с инструментами! Все сделано своими руками! Начав с квартиры, Цискаридзе обустроил и всю Академию! Уладил проблемы с пожарной инспекцией — ни одного случая пожара! Приобрел медицинскую лицензию — как до этого работали? Закрыл и залатал столько дыр и прорех. Кто бы мог ожидать? Но все в его жизни пригодилось.

Ему задали вопрос: «Большинство считает, что балет — это жертвы, козни, интриги. Что Вы принесли в жертву?» Ответ Цискаридзе  : «Ничего. Я всегда служил делу, которое любил, сам выбрал и которое выбрало меня. Я счастливый человек».

26 декабря 2023 года в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера фильма «Щелкунчик» в исполнении учеников Академии русского балета. Главные роли станцевали Мария Кошкарева, ныне солистка Большого театра, и Лука Добош, ныне солист Мариинского театра. Теперь увидеть спектакль смогут зрители в кинотеатрах России и мира! Такой царский  подарок к новому году сделал Цискаридзе любителям балета!

Николаю Цискаридзе исполнилось пятьдесят лет. Он признается : «Миссия —  когда человек делает что-то для себя, а наслаждаются миллионы». Марина Семенова заразила его долголетием. Пройдена только половина пути. А сколько еще предстоит! Ведь он — Николай, что значит «победитель»!

 

Обсуждение статьи

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья