С этим вызовом, впрочем, съемочная группа справилась. Заменили Дапкунайте на Аллу Сигалову, режиссера и хореографа, которая, возможно, в этой истории выглядит даже органичнее. С ее холодной театральностью и бэкграундом в виде музыкально-танцевальных спектаклей и contemporary dance – форматами, которые они вместе с мужем Романом Козаком в каком-то смысле пытались внедрить в новый российский театр. Музыкальный, танцевальный, свободный, каким он еще мог казаться до 24 февраля 2022 года.
Героиня Сигаловой в «Балете» – танцовщица Рута Адамкуте, избравшая ту самую свободу. Рудольф Нуреев в юбке. Правда, действие охватывает не предоттепельные годы, а почти перестройку. В 1984-м на Руту по звонку заводят дело, о чем ей сообщает возлюбленный Пронин (Игорь Гордин). Адамкуте остается в США, меняет фамилию на более простую (Майерс) и вполне успешно не только танцует, но и ставит спектакли. Последний – c говорящим названием The Void («Пустота») – Рута считает неудачей. Зрители, в числе которых так кстати прилетевший в Америку директор Национального театра России Игорь Корнеев (Федор Бондарчук), с мнением постановщицы не согласны. Более того, Корнеев надеется возродить отечественный театр громкой премьерой Руты Майерс, которую и уговаривает спустя почти 40 лет вернуться на родину, где «многое изменилось – и подход, и люди, и страна».
Национальный театр (на лицо — Большой, Михайловский — внутри) принимает Руту не то чтобы с нежными объятьями. Да, есть у вернувшейся постановщицы и личный ассистент (Маруся Фомина), и личный водитель (Артур Бесчастный), всегда готовый перевезти через дорогу – от «Метрополя» до Большого. Однако Руте по-прежнему не хватает вдохновения, масштабного замысла, олицетворяющего возвращение на столь же грандиозную (или одиозную – тут уж лучше самостоятельно подобрать эпитет) Родину, которая, вопреки словам Корнеева, кажется, не то чтобы поменялась.
В штате театра числится несколько сотен танцовщиков, а работает на спектаклях, дай бог, четверть. Прима-балерины приезжают на кабриолетах, тогда как юные девчонки вынуждены подрабатывать на сомнительных корпоративах. Да, «Балет» честно пытается не следовать скандальному шлейфу профессии, но в то же время иронизирует – в сюжете и диалогах – над интриганскими мифами, которые окружают балетный мир. Стекол в пуантах и однополых связей, практически запрещенных законодательством Российской Федерации, в «Балете» нет. Здесь ведется более объемный разговор о творчестве и, главное, его свободе, пока, пусть и чисто номинально, еще не запрещенных законодательством Российской Федерации.
«Начальству самое главное, чтобы без скандалов и чтобы попы с фээсбэшниками были довольны», – бросает в интервью ведущий солист Пронин (Петр Райков), сын того самого возлюбленного Руты, ныне — худрука Национального театра. Герой Гордина устроил на разные должности всю семью: жена (Ирина Апексимова) руководит закупками, дочь (Лиза Янковская) — пиаром, — но после дерзких слов он готов сразу же уволить сына как минимум из первого состава.
Балет» – партия многофигурная, сложно постановочная, но удивительным образом иллюстрирующая тот самый contemporary российской культуры. С ее мнимой отменой извне (классический танец соткан сплошь из французских терминов, что сериал артикулирует) и вполне ощутимой, доходящей до совершенно нелепых масштабов, — внутри самой страны.»
Слежу за данным проектом давно — лет пять, когда еще на роль главной героини утвердили Ингеборгу Дапкунайте. Почему у сериале у примы Национального театра прибалтийские корни? Балетной беженки на Запад с прибалтийской фамилией не припомню. Зато самые знаменитые перебежчики Михаил Барышников и Александр Годунов связаны с Ригой! Не оттуда ли растут корни фамилии главной героини — «Адамкуте»? Если эту фамилию постановщики решили сохранить, то выбор Аллы Сигаловой ну совсем не с прибалтийской внешностью более чем сомнителен. Для меня вопрос и загадка — почему не пригласили Илзе Лиепу, представительницу самой громкой прибалтийской фамилии в советском — русском балете?
Сигалову видела на сцене «Мосссовета» в похожем проекте весной 2012 года. Это спектакль театра «Моссовета» «Кастинг». И там, и в сериале отлично справляется с ролью, если бы не прибалтийская фамилия. Но это прокол не ее — режиссера. Теперь несколько слов о нем, о Евгении Санганджиеве. В аннотации всего не скажешь. А биография у молодого человека занимательная и познавательная. Имеет хореографическое образование и , возможно, он единственный из всех снимавших о балете сам станцевал на сцене Большого театра — роль Танцора в опере «Золотой петушок» в постановке Кирилла Серебренникова. Именно Санганджиев давал интервью об обысках в «Гоголь -центре» после скандала с «Седьмой студией». И, вероятно, был в курсе постановок своего учителя на сцене Большого — балетов «Герой нашего времени» и «Нуреев». Возьмем эти факты на заметку — еще пригодятся в будущем.
Но постановщиком танцев выступил хореограф Владимир Варнава. Очень интересная личность. Лауреат «Золотых масок». Не только ставил , но и сам снялся в одной из ролей — ассистент Майер, которого завтруппы Национального театра (Елена Морозова) пытается выгнать в момент отъезда хореографа в США на пару дней.
К великому сожалению, основополагающая идея -зарубежный хореограф как луч света и порыв к свободе в темном московском царстве классического балета — устарела не после 24 февраля 2022 года, но еще пять лет назад, когда сериал задумывался. Вот, кажется, молодые креативные ребята и режиссер, и сценарист, и продюсер. Им бы творить и творить свое, родное, кровное. Но нет — идут дорогой расхожих штампов, заимствованных из фильмов и сериалов тридцатилетней давности! Это беда не только сериала «Балет», но и фильма Валерия Тодоровского «Большой » 2016 года.
Традиция и новаторство — вечная тема искусства. Вопрос в том, как ее поднять и раскрыть. В сериале явно чувствуется влияние замечательного американского фильма «Авансцена» . Он в двух частях. Имею в виду первую часть 2000 года, где столкнулись в творческом и личном соперничестве консерватор от балета (Питер Галлахер) и премьер, жаждущий новизны в исполнении Итэна Стифела, кстати, партнера Николая Цискаридзе по проекту «Короли танца» продюсера Даниэляна. Для своего опуса герой Стифела берет девушку, которая не подходит идеально из-за отсутствия выворотности ног для классического балета, но органически вписывается в его новаторскую постановку. Посмотрите этот фильм, если не видели еще — перекличка и сюжетная и визуальная. Из этого источника много почерпнули и создатели «Большого».
Рассмотрим этот вопрос «застоя» и «новаторства» в «Балете», действие которого происходит в 2021 году — судя по упоминанию о коронавирусе, пандемия которого уже идет на спад, и по отсутствию упоминания о СВО. Режиссер и сценарист представляют дело таким образом, что якобы в Национальном театре кроме «Лебединого озера», «Жизели», «Щелкунчика» и иже с ними ничего нового не идет. И примы и премьеры маются однообразием, в «сотый раз танцуя принца в «Лебедином». Полноте! Где в 2021 году найти такой российский театр, на сцене которого не представили бы все новинки зарубежной хореографии и опусы местных гениев от режиссуры? За тридцать лет постсоветского периода на сцене Большого кто только не оттоптался с Запада — «эффективный менеджер» в исполнении Федора Бондарчука явно опоздал: Ролан Петти с «Пиковой дамой», Ноймайер со «Сном в летнюю ночь», «Дамой с камелиями» и «Анной Карениной», Баланчин с «Аполлоном Мусагетом», Кранко с «Онегиным», Экко с «Квартирой» ( примы и премьеры Большого в роли …биде и другой утвари), Поклитару с «Гамлетом», Ратманский как худрук выступил постановщиком многого, из последних — «Ромео и Джульетта», а также Кирилл Серебренников со своими хореодрамами «Герой нашего времени» и скандальный «Нуреев». И это не полный список. И это постановки тольок на сцене Большого. А если вспомнить балеты современных зарубежных хореографов на сценах Стасика, Михайловского и Мариинского театров? От столичных теаров не отставала и провинция — Пермь, Екатеринбург и другие. Благодаря такому изобилию зрителя перекормили одноактными бессюжетными балетами. Что могла Рута Майер открыть после такого изобилия? Но самое любопытное, что на Западе, наоборот, невероятным успехом пользовались привезенные на гастролях в Лондоне и Нью -Йорке Михайловским театром старые советские постановки — «Пламя Парижа», «Лауренсия», «Класс-концерт». Вот этим покорили михайловцы уставшую от contemporary западную публику в ХХI веке. А сериал будто переносит зрителя аж в советские годы, когда Плисецкая и Васильев с Максимовой боролись с «застоем» в виде репертуара от Григоровича и требовали Бежара и Петти. В 1987 году уже в годы перестройки и гласности Васильев с Максимовой об этой жажде новизны осмелились высказаться в фильме «Фуэте», действие которого разворачивалось в Кировском театре Ленинграда. Там хореограф — новатор в исполнении Васильева с помощью примы Елены Сергеевны ( Максимова) ставил булгаковского «Мастера и Маргариту». Когда сюжет из фильма перенесся в реальность — Васильев стал руководителем Большого театра, то, увы, ничего эпохального поставить ему не удалось. И на смену художнику пришли эффективные менеджеры Иксанов, а потом Урин, которые и открыли дорогу копродукции в Запада, причем за хорошие бюджетные деньги.
Санганджиев будто на машине времени зрителей переносит из 2021 в 1987 год! И как говорил Станиславский : «Не верю», что до приезда гениальной Руты, создавшей на Западе балетную компанию своего имени, Национальный театр не ставил на сцене современную хореографию. Это первый прокол сценаристов.
Второй — это сюжетная линия Руты Майерс и на сама как главная героиня. В 1984 году юная балерина на гастролях в Нью -Йорке из звонка возлюбленного Пронина узнает о грозящем аресте КГБ из-за того, что обманом вставила свою новаторскую постановку в концерт вместо утвержденного худсоветом номера. Перепуганная Рута ( выпускница АРБ и прима Мариинки Мария Хорева), вспомнив допросы на Лубянке, прямо через зрительный зал шагает в свободу. 1984 год преподносится как страшный андроповский год. Но, уважаемые авторы, откройте хотя бы википедию. Грозный генсек из КГБ скончался 9 февраля 1984 года и на его место пришел безобидный генсек Константин Черненко! За такую проделку, какую инкриминируют Руте, тогда не сажали! Она продемонстрировала глупость, когда попалась в мышеловку, устроенную соперницей ( Апексимова). Деятели культурного андеграунда в 1984 году выжидали, чтобы через несколько месяцев после марта 1985 года триумфально предъявить свои творения публике. Так поступили писатели, поэты, драматурги, режиссеры кино и театра, да даже Васильев с Максимовой явили «Фуэте» в перестроечном 1987 году! Рута, увы, поспешила. Она не шахматистка. Не может просчитать ситуацию на несколько шагов вперед ни в 1984, ни в 2021. И отличается полной безответственностью по отношению к связанным с ней людям на своем пути к свободе, творчеству и самовыражению. Бежит от проблем как в 1984, так и в 2021 году. В 2021 году бросает труппу в безвестности, объявив о совей неудаче публично после триумфа у публики этой «Пустоты». Результат — попытка самоубийства одной из солисток. И снова отъезд уже из Москвы снова в нью -Йорк. И опять без объяснений: «Пронин, ты меня прикроешь?» Да нельзя себя так вести! И после предъявления в 2021 году доноса на нее в КГБ, написанного Прониным почти сорок лет назад в 1984, снова сбегает! А как же поверившие в ее мечту молодые танцовщики Национального театра, а как же авангардный эффективный менеджер, пригласивший ее? Подставила всех. Вместо спектакля по Эмпедоклу ставят проверенное «Лебединое озеро» и новый худрук произносит речь в защиту классического балета против «аэробики» Майерс. С речью последней трудно не согласится. Рута вводит в спектакль свою помощницу без балетного образования! Постановка такая, что с главной ролью справится не профессионал! Зачем тогда 7 лет обучения стоять на пуантах, если человек с улицы раскроет замысел хореографа лучше?
Но уволенный Пронин и артисты не сдаются. Сценарист использует ход из давнего американского фильма про танцевальный конкурс, когда противников героев запирают и нейтрализуют. В рассматриваемом сериале гораздо хуже и аморальнее. Молодой артист балета разыгрывает признание в любви даме худруку и фактически насилует ее на столе, одновременно стащив телефон, а потом запирает дверь и устраивает представление, которое «заключенная» может видеть через стеклянную дверь, но сделать ничего не может. Сцена во всех смыслах отвратительна. Позор режиссеру! Его «положительные» герои идут на любую подлость ради достижения своих целей. Ну а про «не положительных» и говорить не приходится. Жена худрука Пронина через связи отца, генерала КГБ и брата, организует уголовное дело против предполагаемого соперника супруга, талантливого дирижера из Питера. Намек на Валерия Гергиева, которому прошлой весной бал предложена должность директора объединенных Большого и Мариинского театров? Уверена, в жизни такая провокация против великого дирижера не прокатит. Но надо иметь в виду — соперники ни перед чем не остановятся. Однако карма настигает интриганку в сериале. Ее дочь — возлюбленная этого дирижера. А любящая мамаша так увлеклась схематозиками со снабжением, что об этом не подозревает. А дочь начинает мстить матери и делает на нее донос, подкрепленный украденными документами. Как говорится, яблоко от яблоньки.
Но простите, какое отношение все вышеописанное имеет к балету как искусству? Сериалу бы больше подошло название «Схематозики». Балета как искусства тут нет. В отличие от упомянутой выше «Авансцены». А зритель приходит к неутешительным для создателей выводам — настоящий классический балет на пуантах гораздо лучше, чем опусы под стихи Эмпедокла. Творение Руты идет в реальности на сцене Стасика в постановке Варнавы. Никакой сенсацией или событием этот спектакль в балетном мире не стал. Проходной вариант. Но кажется, что авторы имели в виду действительно скандальный и наделавший шума спектакль Кирилла Серебренникова «Нуреев». Вокруг спектакля Варнавы накручивается интрига как вокруг «Нуреева», целью которого была провокация и который после прогона тоже…отложили, якобы из-за неготовности артистов, которые разными способами через интернет доносили до зрителя ситуацию — «Мы не виноваты». И курсировали упорные слухи про вмешательство митрополита Тихона (Шевкунова). Эта ситуация нашла выражение в одной реплике сына Пронина, молодого премьера Большого об «угождении попам». В реальности «Нуреева» на сцене заменили «Дон-Кихотами» летом 2017 года, но творение Серебреникова показали в конце того же 2017 года в присутствии всего бомонда и политической элиты, включая пресс-секретаря президента Пескова с супругой. Борьба консерваторов с новаторами в реальности завершилась победой последних. И не надо было устраивать заговор с соблазненными и запертыми худруками балета. Кино одно, а жизнь — совсем другое. «Нуреев» не удержался в репертуаре Большого как и другой опус Серебренникова «Герой нашего времени» — зрители голосовали ногами. В конце спектаклей партер был полупустой. «Глас народ — глас Божий» как говорили древние римляне. Авторам сериала и об этом стоило бы подумать. Сериал о балете рассчитан на специфическую публику — люителей этого самого балета. А они быстро считают украденные сюжетные ходы и цветовой ряд — извините, но коричневый цвет постельного белья перекочевал сюда из «Елены» Звягинцева! Таких «заимствований» искушенный зритель обнаружит в сериале множество. Поэтому забавно звучат признания создателей в 9 серии «Как снимался сериал» о том, что никто прежде них подобного не делал. Как говорится, сам себя не похвалишь…Во многих телеграм каналах отмечено сходство Пронина и его жены с реальной парой из Большого директором Владимиром Уриным и его супругой, зав центром планирования Черномуровой. Даже портретное сходство имеется. Но создатели сериала обошли вниманием такие знаковые события в истории Большого последних лет как реконструкция, «кислотная атака» и две смерти в его стенах — скрипача летом 2013 и артиста миманса в 2021. Неужели кроме цен на шампанское в буфете не о чем поговорить? И это тоже прокол создателей. Выражаю уверенность в создании сериала или фильма, который отразит жизнь прославленного театра во всей многомерности.