Бабье лето продолжает бушевать: золото и пурпур кругом – императорские цвета. А мы переносимся в «императорский» , по определению Лопе де Веги, город Толедо – место завязки интриги новеллы «Приключения Дианы». Толедо – место судьбоносного знакомства Лопе де Веги с герцогом Альба!
Итак, в 1621 году Лопе де Вега якобы по просьбе ослепшей и потихоньку сходящей с ума Марты Наварес впервые пробует силы в мало ценимом тогда жанре новеллы. Первый опыт и стал «Приключениями Дианы». Мы многократно обращали внимание на символическое значение имен в произведениях и в жизни Лопе. Дочь от Марты Наварес назвал…Антонией-Кларой! Имя «Антония» было дорого для него. В новелле же «Антония» скрывалась под именем «Дианы». Имя подозрений не вызывало у испанской литературной публики. Очень даже «литературное имя» после публикации знаменитого одноименного пасторального романа Монтемайора.
Эль Греко. Толедо в грозу.
Что же за приключения приключились с очередной Дианой в творчестве Лопе? Действие начинается в ….Толедо! Толедо – колыбель рода герцогов Альба. Не все представители рода, где в семье было по пять-шесть детей наследовали гордый титул «герцога Альба», но все именовались Альваресами –де –Толедо, то есть Альваресами из Толедо. Официальное имя сестры герцога Альба – донья Антония Альварес-де-Толедо. Толедский род Альварес получил герцогский титул в 1472 году. Потомки второго герцога Альба через его брак с Марией Энрикес, сестрой арагонской королевы Хуаны, стали кузенами короля Фердинанда Католика, троюродными братьями кастильской королевы Хуаны Безумной и четвероюродными императора Карла V. Говоря об «имперском» городе Толедо, Лопе де Вега подчеркивал родство своей возлюбленной с императором Священной Римской империи Карлом V. Родословной доньи Антонии можно было только гордиться! И Лопе гордился!
Но в новелле не упоминается титулы героев вообще! Есть два друга , Октавио и Селио, богатый и бедный. Обращаем внимание на имя. Октавио – имя мажордома графини в «Собаке на сене» и одновременно намек на римского императора Октавиана Августа. Двойной намек Лопе на императорское родство богатого героя, читай герцога Альба, и на пьесу «Собака на сене».
Вид Толедо.
«Октавио был сыном знатной вдовы, и его мать гордилась им, как и дочерью своей Дианой, именем которой названа эта новелла, не меньше, чем Латона гордилась Аполлоном и богиней Луны. У Селио родителей не было, но он от природы был щедро одарен различными высокмии достоинствами…он был беден и не в чести у людей богатых. Однако Октавио был с ним неразлучен, их дружба, зародившая зависть в окружающих, вызвала ропот и большое недовольство родственников Октавио, которые жаловались Лисене на то, что в любом собрании, едва завидев Селио, Октавио отходил от них, часто даже не извинившись». Сразу оговоримся – в реальной действительности матери у герцога Альба и его сестры уже не было. А вот про остальных родственников написано откровенно. И дружба между герцогом и поэтом описана точно. Октавио отвечал на упреки матери: «познав вероломство прежних своих друзей, их неискренность, непостоянство, неумение хранить тайну и их низменные нравы, он решил ограничить себя обществом самого благородного, самого разумного, самого доброго, верного м правдивого кабальеро во всем Толедо, обладающего самыми изысканными манерами и умеющего хранить тайну…Но еще усерднее внимала его словам Диана, слушая похвалы, которыми ее брат осыпал Селио, она испытывала внезапное волнение, сердце ее нежно замирало, и в ней рождались какие-то новые чувства».
Из этого отрывка следует много выводов. Первое – герои не разделены кастовыми барьерами. Селио – такой же «кабальеро», то есть, дворянин, как и Октавио, только он бедный сирота. Вспомним признание Теодоро: « а я никто. Найденыш бедный».
Второе – опять Аполлон и Диана, то есть намек на герцога и его сестру. Третье – трехлетнее заточение герцога отвернуло от него много «друзей», но только Лопе остался верен. Четвертое – как зародилась любовь Дианы к другу брата? От его похвал Селио! И здесь вспоминается, как Анна Каренине впервые заметила Вронского. Они были знакомы, встречались в свете, но никакого чувства не вспыхивало до тех пор, пока Анна всю ночь в поезде не проговорила с матерью Вронского, которая представила сына в ином свете…как героя. Этот изменившийся взгляд Анны Вронский заметил, когда она выходила из вагона «будто отличала его». Все. Искра вспыхнула, и разгорелось пламя! Так и с Дианой случилось : «Селио, мой брат Октавил повинен в том, что, восхваляя ваши достоинства, возбудил во мне любовь к вам. Пусть же он винит себя за мою теперешнюю дерзость».
Эль Греко. Вид Толедо.
Даже словесные переклички с «Собакой»: «Как изобретательна любовь, когда она стремится проложить путь своей надежде!» Как же все начиналось, и кто был инициатором? Конечно, не Лопе и новелла это подтверждает. Первый шаг сделан Дианой: «как я увидел тебя, и ты дала мне надежду на то, что относишься благосклонно к моей любви, так чисто и так безнадежно. Как счастлива та любовь, которой покровительствуют звезды и которой они приносят то, что она хочет!»
Кода читаешь о письмах и веревочной лестнице в новелле, то невольно вспоминается другой Лопе-Теодоро-Селио из 19 века – Жульен Сорль. Потрясающее сходство! Там тоже и письма и лестница, правда не веревочная. Иногда кажется, что Стендаль в «Красном и черном» более подробно описал уже в манере своего столетия историю Дианы и Селио, любовь аристократки к простолюдину. По реакции Жюльена Сореля на любовное послание гордой Матильды де ла Моль можно представить реакцию и Лопе и Селио. Да и Теодоро тоже. Жульен был потрясен, как самая завидная невеста Парижа выбрала его, сына плотника, крестьянина, а не маркиза Круазенуа: «Мне жертвуют маркиза де Круазенуа, сына герцога и будущего герцога, такого бесподобного молодого человека, а ведь у него все преимущества, которых у меня нет: изящество, остроумие, богатство…Мадмуазель де ла Моль, ради сына плотника изволили вы отречься от потомка славного..Гильома де Круазенуа, ходившего с Людовиком Святым в крестовые походы. Итак, я бедный крестьянин, получил признание в любви от знатной дамы. Значит, я взял вверх над маркизом де Круазенуа».
Селио испытал такие же чувства и сомнения, а не разыгрывают ли его? Как и Теодоро не с первого раза поверил в любовь графини: «Чтоб это гордый сокол бил такую низменную птицу». Человеческая природа и чувства не изменились с 16 века по 19! Да и сейчас в 21 веке она такова!
Для Лопе неожиданная любовь внучки герцога Альба была не только безнадежна, но и смертельно опасна! Его перу принадлежит трагедия «Мажордом герцогини Амальфи» о реальной истории любви и гибели мажордома, за которого герцогиня в тайне от братьев вышла замуж. Братья убили и его и ее. Западные филологи написали множество исследований о сходстве и различии в толковании истории герцогини Амальфи Лопе де Вегой и англичанином Уэбстером. Главное отличие бросается в глаза уже в названии. Младший современник Шекспира называет трагедию именем героини «Герцогиня Мальфи», а испанский драматург выносит в заглавие героя –«мажордома». Он сам был в положении мажордома герцогини Амальфи! Знатная сестра и месть братьев за поруганную семейную честь! Для Веги это было более чем актуально. И, слава богу, что он не закончил как мажордом с кинжалом в боку, а прожил долгую счастливую личную и творческую жизнь. Но память об этом потрясающем эпизоде красной нитью проходит через его творчество в течение всей его жизни! Дежуря у постели больной Марты, он вспоминает счастливые времена и пытается в них найти силы и утешение. Ведь смог же он возродится Фениксом из пепла тогда? Справимся и сейчас! Не мог он забыть свою Диану де Бель-Флор!
Дальнейшие приключения Дианы вряд ли имеют что- то общее с реальностью. Они беременна и они с Селио решают бежать в Индии ( Америку), но случай все портит. Диана одна. Живет у пастухов ( вспоминаем пастораль и пастуха Анфрисо), рожает сына, переодевается в мужчину, напоминая «Аполлона, пасущего коров Адмета». Достигает высот в карьере – становится вице-королем одной из провинций! В счастливом финале соединяется с возлюбленным, сыном и брат ее прощает. Такой хэппи энд, невозможный в действительности. Хотя рассказанная история один в один напоминает выдуманный рассказ Тристана, переодетого греческим купцом, о Теодоро, захваченного пиратами в плен, выросшего с его сестрой Сеполитанией и бежавшим от беременной возлюбленной в…Неаполь. Мотив брата, преследующего соблазнителя сестры, повторяется не один раз. И поговорим еще об одном произведении о брате с сестрой и ее возлюбленном. Это комедия «Без тайны нет любви». И снова Неаполь!
Продолжение следует….