Какое великолепное «бабье лето» бушует в наших краях! Чтобы 1 октября термометр показывал + 23 и солнце слепило глаза, а небо — лазурь без единого облачка! Такого не припомню! Буйство осенних красок — золотых, лимонных, розовых, красных, пурпурных, багряных и еще зеленых- настроило на праздничный и романтический лад…И я вспомнила великолепную пьесу «Собака на сене» Лопе де Вега.
Лопе де Вега
Читатель может удивиться — пьесу лучше вспоминать 31 декабря, когда в 1977 году пред новогодним огоньком состоялась телепремьера замечательного музыкального фильма Яна Фрида «Собака на сене» с несравненной Маргаритой Тереховой, Михаилом Боярским, Арменом Джигарханяном, с музыкой Геннадия Гладкова и стихами Юлия Кима: «Настанет день и час придет к тебе любовь зови иль не зови….придет ли как заря, придет ли как гроза не знаешь наперед…» Это был великолепный подарок телезрителям к новому 1978 году!
Но я с этой пьесой познакомилась не в те новогодние дни в Москве в гостях у знакомых, но гораздо раньше еще в детстве. Не помню точно год той телепремьеры, но в конце 60-х-70-х годов прошлого столетия ( о, как это звучит сейчас) показывали отличные телеспектакли, например «Званный вечер с итальянцами» ( 1970), «Собака Баскервиллей» ( 1971) с Николаем Волковым в роли Шерлока Холмса. Показали и «Собаку на сене», которую, увы, пока не смогла найти на сайте «Советское телевидение» Гостелерадио, в отличие от вышеперечисленных постановок. Можно сказать, что комедия «Собака на сене» сопровождает меня всю жизнь с детства и может быть связана с любым сезоном!
Когда я стала постарше и неоднократно перечитала текст испанского автора, то почувствовала сердцем и душой: в нем скрыта какая – то загадка, тайна, связанная с жизнью и личностью самого поэта! Слишком пронзительные стихи, пронизанные страстью и солнцем. Такое можно написать, только после пережитого самому. Так Теодоро – это сам Лопе де Вега, повествующий свою историю? Вот такая мысль забрезжила в сознании…
Сам де Вега открыл нам тайну творчества: « Можно описать горе и несчастье другого человека, только описав собственное горе». Применив этот принцип к «Собаке на сене», получаем – Лопе воплотил в пьесе свой жизненный опыт, свою ситуацию!
Спусковым крючком интриги прославленной пьесы является «любовь, рожденная из ревности». Мы получаем потрясающее откровение из письма Лопе перуанской поэтессе, опубликованное в 1621 году через три года после написания «Собаки» в 1618 году: «мой отец покинул старые владения семейства Вега. Его супруга, ослепленная ревностью, однажды последовала за ним в Мадрид, где он воспылал любовью к испанской Елене, похожей на греческую Елену. В Мадриде супруги помирились, и в этот день был заложен первый камень в основание моей жизни, покоившийся на умиротворении, воцарившемся в ревнивом воображении моей матери. Итак, я родился из ревности. Какое замечательное рождение! Я предоставляю вам самим увидеть некое предзнаменование для жизни, начавшейся под покровительством таких страстей в такой час».
Потрясающее личное признание поэта: «Я родился из ревности»! Какая пронзительная параллель к любви Дианы, «родившейся из ревности!»
Теодоро – это сам Лопе де Вега. Служба секретарем у блестящих, веселых, любвеобильных грандов , этаких Дон-Жуанов своей эпохи, была частью жизни испанского драматурга. В разные годы он служил секретарем у маркиза Мальпика, герцога Альба, маркиза Саррия, герцога Сессы.
В 1860 году биографы Лопе де Вега пребывали в шоке от сенсационной находки в архиве герцога Альтамиры (наследника герцога Сессы) восьмисот (!!!) писем своего героя к герцогу Сессе, патрону и покровителю, написанные в период от 1606 по 1632 годы. Только на период 1619-20 годов ( сразу после «Собаки» в 1618) приходится 285 писем, перечень которых хранится в Британском музее. Биографы потребовали запретить публикацию писем, так как жизнь разнесла в щепы сконструированный ими засахаренный образ «гения испанской литературы». Было от чего прийти в ужас! Приведу цитату из современной биографии Лопе пера француженки Сюзанн Варга, профессора словесности университета Артуа ( Франция): «Речь о письмах, при помощи которых Лопе участвовал в любовной жизни своего господина и его галантных похождениях с замужними дамами. Герцог превосходно умел пользоваться талантами своего секретаря и прежде всего его умением писать. Короче, Лопе писал, а герцог подписывал. Лопе умел найти верные выражения, позволявшие не задеть стыдливость дам, сочинял сонеты, рассыпал комплименты и находил убедительные аргументы, способные сломить сопротивление очередной жертвы соблазнителя и смягчить ее сердце. Чтобы доставить герцогу удовольствие или просто подчиняясь ему, поэт действительно зашел очень далеко в своем посредничестве. Многочисленные свидетельства, рассыпанные на страницах этих писем, показывают, насколько Лопе был вовлечен в интимную жизнь своего господина и сколь велико было его сообщничество в этих эротических похождения, будучи доверенным лицом герцога, его наперстником , посвященным во все его тайны, он знал о том, сколь успешно обстоят дела герцога при покорении той или иной дамы, а потому как опытный стратег в сфере чувств, давал герцогу советы, исправлял ошибки, сглаживал неловкость, успокаивал тревожность, следовал за ним по пятам в его самых фантастических затеях и капризах, порой весьма малопочтенных».
После этой обширной цитаты сразу вспоминается сцена из «Собаки», когда Диана просит Теодоро написать любовное письмо для «римской подруги»: « Одна моя подруга, боясь, не справится сама, просила черновик письма меня составить. Да вот беда, когда в делах любви я ничего не понимаю, а Вы составите, я знаю, гораздо лучше моего». Продолжение этого диалога с галантными отказами Теодоро состязаться в умениях с графиней мы можем прочитать на страницах писем Лопе к Сессе. Многострадальный драматург убеждал патрона, что отныне тот сам лучше чем кто-нибудь другой может вести свою любовную переписку. Получивший сан священника Лопе жаловался, что из-за этой любовной переписки с замужними дамами его духовник не дает ему отпущения грехов: «Если я могу найти нечто утешительное в том, что теперь невозможно, чтобы я удовлетворял Вас, Ваша Светлость, так это то, что Ваша светлость пишет послания в столь редкостной манере, что я не знаю никого, кто бы мог с Вами сравниться. Вы превосходите меня в умении писать точно так же, как вы превосходите меня по рождению…Я умоляю Вас взять на себя сей труд, чтобы я мог предстать перед алтарем без того, чтобы быть вынужденным ежедневно просить о прощении человека, призванного судить о моих ошибках!» Речь идет о духовнике. «И так как я ежедневно должен исповедоваться и признавать, что я принимаю участие в составлении этих бумаг, мне отказывают в отпущении грехов. До тех пор пока я не приму решения отказаться от их составления, я буду пребывать в состоянии смертного греха, уверяют меня» И смех, и грех! Сесса не желал лишиться мудрой любовной стратегии своего секретаря, настаивал и переписка с советами как завоевать сердце очередной красавицы продолжалась годами! Заметим, это все писалось одновременно с комедией «Собака на сене» в 1618 году! Фразы из писем перекочевывали в текст пьесы.
Мы убедились, что Лопе помог новому Дон-Жуану — герцогу Сесса завоевать с помощью своего таланта не одно женское сердце, но где же скрывалась его собственная Диана де Бель-Флор (Прекрасный цветок)? Какая красавица учила Лопе-Теодоро » ища внимания знатной дамы, упорны будьте и упрямы, не камни женские сердца». Кто это? Испанская культура знает муз — аристократок. Это герцогиня Осунская для художника Диего Веласкеса.
Предположительный портрет герцогини Осуна
Это знаменитый роман Франсиско Гойи и герцогини Альба, сам породивший множество произведений искусства . Вспомним роман Лиона Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания», два великолепных фильма разных лет с одним названием «Обнаженная маха» с великолепно Авой Гарднер в роли Марии Альба. Был еще и советско-германский фильм с Донатасом Банионисом и югославской актрисой Оливерой Вуче.
Мария дель Пилар -Тереза — Каэтана де Сильва и Альварес -де-Толедо, тринадцатая герцогиня Альба ( 1762-182)
Об истории отношений герцогини Альба и великого художника Гойи можно прочитать здесь.
Не утяжеляю текст перечислением других романов, пьес и фильмов. Моя мысль читателю ясна – испанские аристократки становились вдохновительницами художников и поэтов. Примеры можно множить.
Но признанные возлюбленные Лопе де Вега Елена Осорио-Веласкес, Марта де Лухан, Марта де Наварес аристократками из древних знаменитых родов не были. И Лопе никогда не служил у них секретарем! Его жизнь воистину полна загадок, которые разгадывать и разгадывать! Как иронически пишет Сюзанн Варга: «Более трех столетий Амарилис проходила незамеченной перед взорами исследователей. В ней видели «Энтелехию», то есть чисто плод воображения Лопе..никто не видел реальной женщины». Которую, добавим мы, звали Марта де Наварес – последняя, осенняя любовь поэта! Уверена, что рано или поздно, но еще какой-нибудь запыленный архив откроет имя той, что скрывалась за маской графини Дианы де Бель-Флор.
А пока воспользуемся тем, что есть. Этого тоже достаточно для выводов. Пьеса нам в помощь. Лопе — хороший шифровальщик своих секретов . Вспомним фразу Дианы о Теодоро: «Он вырос в доме у меня». У своего покровителя вместе с возлюбленной Лопе должен был прожить достаточно долго, чтобы употребить такое слово «дом». Герцог Сесса тут не подходит. Лопе у него никогда не жил. А вот в поместье Альба-де-Тормес прожил почти шесть лет с 1690 по 1695 включительно у пятого герцога Альба, дона Антонио Альвареса де Толедо ( 1568-1639), внука прославленного полководца, «железного герцога», покорителя Нидерландов, перед которым Лопе благоговел! Отец дона Антонио не был герцогом – свой титул пятнадцатилетний юноша унаследовал после смерти дяди, четвертого герцога Альбы, дона Фадриго ( 1537-1583), а другой его дядя был вице-королем Неаполитанского королевства! Отметим связь рода Альба и Неаполя, в котором сам Лопе никогда не был. Пятый герцог пойдет по стопам родственников и тоже станет вице-королем Неаполя в 1522-29 –х годах .
Познакомился поэт с доном Антонио, которому в тот год было 22 года, в Толедо, откуда род Альба берет свое начало как род «Альварес де Толедо». Титул графа, а потом Герцога Альба был ими получен в середине 15 века. Через брак с Марией Энрикес Альба стали потомками кастильского короля Альфонсо XI Справедливого. Эта дама была родной сестрой Хуаны, королевы Арагона и через нее герцоги Альбы стали кузенами короля Фердинанда Католика и родней его потомков, то есть состояли в родстве с правящей в Испании династии! Как-нибудь напишу о крахе династии Трастамара, последней представительницей который была кастильская королева Хуана Безумная, и замене ее на испанском престоле Габсбургами. Интереснейший вопрос, как это случилось, что хитрейший Фердинанд Католик перехитрил сам себя.
Но вернемся в Толедо в 1590, где поселился изгнанный из Мадрида Лопе вместе с женой Исабель де Урбина. Предоставим слово Сюзанн Варга: « Как только герцог познакомился с Лопе, настойчиво просил, чтобы тот поставил свой поэтический дар на службу его интересам. Дело в том, что дон Антонио тогда очень хотел покорить сердце одной толедской дамы и, видя, что она упорно сохраняет сдержанность, решил прибегнуть к помощи поэтического дара Лопе, рассудив, что сей дар может оказаться на даму благотворное влияние. Вот так под поэтическим псевдонимом Нарциссы и под маской пастушка Анфрисо начала развиваться история страсти молодого герцога…Когда Лопе поступил на службу, молодой герцог проживал в поместье Альба-де-Тормес, представлявшего оазис на выжженной солнцем плоскогорье Месета недалеко от Саламанки, к северо-западу от Мадрида. Вместе с ним в имении жили его юная сестра Антония и его сводный брат дон Диего, родившийся в 1573 году от неизвестной женщины. Сначала Лопе исполнял обязанности камергера, а вскоре стал его личным секретарем. Работа его была делом непростым, скорее сложным и деликатным по причине разнообразия, а вернее многообразия его полномочий и обязанностей…в том, чтобы быть неофициальным летописцем галантных похождений своего господина. Он получал весьма значительное жалование, составлявшее в год около 400 золотых дукатов..Лопе с женой обосновался в Альба-де-Тормес, и там Исабель родила дочь, которую нарекли Антонией – ее крестным отцом стал сам герцог Альба».
Замок Альба-де-Тормес возвышается над городом
Таким образом «дом» найден, где кроме герцога живет и его юная сестра Антония. Возьмем на заметку. Варга описывает времяпровождение молодых людей в этом поместье: « В своем дворце… дон Антонио, большой любитель изящной словесности, создал небольшой двор, во всех деталях походивший на небольшие, но блестящие дворы итальянских князей эпохи Возрождения. Окруженный поэтами и музыкантами, он устраивал во дворце красочные празднества и организовывал настоящие литературные турниры. В атмосфере всеобщего веселья и доброжелательности он создал нечто вроде придворного литературного кружка и сообщества любителей искусств, в котором Лопе распоряжался как истинный хозяин и о которых составил множество живых свидетельств. Лопе оказался очень восприимчивым к присутствию прославленного музыканта Хуана де Кастро, чем он воспользовался для того, чтобы под его мелодии и каденции исполнять свои многочисленные романсы, которые представляют собой нечто вроде баллад, предназначенных для пения, а не для чтения. Лопе разделял бурную литературную жизнь с молодым идальго, родом из Севильи…доном Педро де Мединой, исполнявшем при доне Диего обязанности пажа».
Итак, Лопе обрел настоящий дом в поместье герцога Альбы. Какой контраст это общество составляло с тем, которое он оставил со скандалом! Какой контраст между любителями изящной словесности и тюремными стражами, от которых он недавно избавился! Конечно, для Лопе прекрасный оазис Альба-де-Тормес стал настоящим домом, где он познал и семейное счастье и творческое признание и реализацию! Пережитого им за шесть лет в этом оазисе и счастья и трагедий, хватило бы не на одну пьесу и роман!
Идиллия внезапно была прервана матримониальными планами молодого герцога. Первые гранды королевства не имеют права жениться без воли короля! А дон Антонио пошел по зову сердца и женился по любви на дочери не того герцога! Король Филипп II хотел женить его на дочери всесильного герцога Алькалы, а он женился на дочери герцога Ифантада в городе Гвадалахаре 23 июня 1590 года. Бракосочетание было обставлено со всей возможной пышностью и торжественностью. Неделю спустя по приказу короля герцог был заточен в башню Ла-Мот в городе Медина-дель-Кампо.
Башня Ла-Мот, место заточения герцога Альба
Там скончалась Изабелла Католическая и ее дочь Хуана Безумная подолгу там жила. Дон Антонио провел в заточении за непослушание почти три года! Вот плата за любовь и брак по любви! Эти события эхом отозвались в лирических элегиях Лопе. Как пишет Варга: «В этот период Лопе отказался от сочинения пьес, целиком отдавшись лирической поэзии. Продолжал выполнять просьбы доньи Антонии и дона Диего».
Филипп II
Итак, мы нашли даму, поручения которой Лопе исполнял как личный секретарь почти три года, пока герцог Альба томился в заключении в замке. Новоиспеченная герцогиня Альба не появилась пока в поместье, так как юристы герцога боролись за признание брака своего господина законным с помощью папского престола. Поэтому главной в поместье считалась законнорожденная сестра герцога донья Антония, а не его сводный незаконнорожденный брат дон Диего. И именно ей подчинялся секретарь Лопе. Скорее всего именно донья Антония возглавила кампанию по освобождению брата. Помните, в пьесе графиня объясняет некстати появившемуся маркизу Рикардо: «Я в Рим пишу письмо». Вероятно, не одно письмо в Рим было написано при помощи Лопе. Семья герцога, стремясь добиться его освобождения, бомбардировала папский двор письмами! И это в конце — концов возымело свое действие. Какую роль в этом сыграл талант Лопе? Думаю, немалую. И общее дело не могло не сблизить юную донью Антонию и секретаря ее брата! Ведь их объединила общая цель — оба страстно желали освобождения дона Антонио!
Битва за освобождение брата сплотила дона Диего и Донью Антонию с Лопе де Вегой. Они воистину стали одной семьей, с общими планами, чаяниями и надеждами. А это очень сближает. Известно, что Лопе стал как брат с юным доном Диего. В конце –концов он был из этой компании самым старшим и опытным, прошедшим даже тюрьму! Дон Диего, которого герцог очень любил, отличался редкой красотой – особенно он гордился светлыми длинными локонами, живостью ума и элегантностью. Дон Диего был страстным любителем литературы и воспользовался присутствием такой харизматичной личности, как Лопе де Вега, чтобы вдохнуть новую жизнь в существование этого малого двора и оживить дававшиеся там празднества. Вот так дело и шло до первых весенних дней 1593 года, когда пришло известие об освобождении герцога. Многолетняя переписка с Римом увенчалась победой маленького двора над тиранией Филиппа II! Судьи, назначенные папой римским, отказали королю и признали брак герцога законным. Эта весть наполнила великой радостью сердца всех членов семьи герцога и ему по возвращении был устроен триумфальный прием и праздничные гулянья длились много дней. Лопе сочинял панегирики. Как говорится, друзья познаются в беде! Многие завсегдатаи замка отвернулись от семьи Альбы после гнева короля, но Лопе всегда был им верен и в горе, и в радости! Все эти перипетии сделали его настоявшим другом дона Антонио и дона Диего. А доньи Антонии? Думаю, вы догадываетесь, что и этой юной девушке стал лучшим другом и защитником в беде. А дальше?
Продолжение следует….