Вверх
Комментарии

О МУЗАХ И СОРОКАХ.

Елена
23.08.2018

Рафаэль. Парнас. Станцы Ватикана.

 

С Муз мою песню начну, с Аполлона и с Зевса- Кронида

Ибо от Муз и метателя стрел Аполлона – владыки

Все на земле и певцы происходят, и лирники – мужи

Все же цари – от Кронида. Блажен человек, если Музы

Любят его: как приятно из уст его льются слова!

Радуйтесь, дочери Зевса, и песню мою отличите!

XXV гомеровский гимн «К Музам и Аполлону»

Не предполагала, что статья о дебюте выпускниц Академии русского балета в баланчинском «Аполлоне Мусагете», в котором они предстали Терпсихорой, Каллиопой и Полигимнией будет иметь такой своеобразный отклик через месяц в августе. Упомянула об ошибке Баланчина, сделавшего  Полигимнию музой пантомимы. С этой музой священных гимнов, то есть, обращенных к богам,  как приведенный выше гомеровский гимн или орфический гимн ниже в тексте, связаны удивительные истории. Обидчивая эта муза.

На плафоне Большого театра вместо Полигимнии  изобразили несуществующую музу изобразительного искусства c палитрой красок и кистями в руках. Получили пожары, скандалы, угрозу закрытия Большого театра после революции.

Плафон Большого театра. Музы и Аполлон.

Не успели в комментариях отметить интересный экскурс в античную мифологию, как  в интернете случайно нахожу  своеобразный фильм, если не сказать больше. Это  фильм ужасов о …музах!

В мае 2018 года на экраны  России и стран СНГ вышел фильм ужасов классика этого жанра , испанского режиссера Жауме Балагеро «Муза смерти». Режиссер трилогии «Репортаж», хита этого жанра 2007 года, объединив сразу четыре страны – Испанию, Ирландию, Бельгию и Францию – выпустил  кинокартину, которая в европейском прокате называется «Муза». В Европе премьера состоялась 7 октября 2017 года. В Википедии статья об этом фильме озаглавлена «Тайна седьмой музы».  Аннотация  рассказывает следующее: «Профессор литературы Самуэль Соломон год назад ушел с работы после трагической смерти подруги. Он страдает от повторяющихся ночных кошмаров, в которых видит женщину , зверски убиваемую при странном ритуале. Неожиданно ту же самую женщину, которая появляется каждую ночь в его снах, находят мертвой при тех же странных обстоятельствах. Самуэль пробирается на место преступления и там встречает Рейчел, которой тоже приснилось это убийство. Пытаясь сделать все возможное, чтобы разгадать личность таинственной женщины, они попадают в странный мир, которыми управляют фигуры, вдохновляющие художников на протяжении веков – музы».

Сразу оговоримся, что вдохновляют музы прежде всего поэтов. Об отсутствии музы изобразительного искусства было сказано выше.

Полигимния

«Первая муза позовет. Вторая – заворожит. Третья – солжет. Четвертая – накажет. Пятая – подскажет. Шестая соблазнит. Седьмая – убьет тебя!».

В комментариях к фильму зрители недоумевают. У них много вопросов без ответов касательно Муз : «Откуда они появились? Каково их происхождение? Зачем убивать вдохновленных тобою же поэтов и писателей? Какие более глобальные цели они преследовали?» Вывод зрителей неутешителен : «Все это остается за кадром и превращает Муз в обыкновенных «бабаек» и далеко не самых интересных».

Каллиопа

Полно, о тех ли Музах идет речь, о  которых поется в гомеровском гимне, кого изобразил великий Рафаэль на Парнасе в Станцах Ватикана и русский художник на плафоне Большого театра? Скажу честно, не досмотрев фильм ужасов до конца, обратилась за ответами к его литературному источнику из далекого 2003 года, протафталиненному роману испанского писателя Хосе Карлоса Сомосы. Спрашивается, кому и зачем понадобилось вытаскивать из бабушкиного сундука изданный четырнадцать лет роман, экранизировать его, переводить на русский в 2018 году?

Биография автора  показательна. Хосе Карлос  Сомоса родился 13 декабря 1959 года на Кубе, но родители по политическим причинам эмигрировали с острова Свободы после прихода к власти Фиделя Кастро в фашистскую Испанию диктатора Франко.  Хосе стал психиатром, а с 90 –х годов начал писать детективы на  темы культуры: об убийствах в древних Афинах, о проблемах пианиста, играющего Шопена и так далее.

Клио

Итак,  переходим к интересующему нас роману. Хосе Карлос Сомоса, лауреат множества литературных премий, «в увлекательном романе «Дама номер 13», мрачном и вдохновенном одновременно, предлагает погрузиться в стихию поэзии, которой управляют  владычицы слов и снов – загадочные дамы. Роли двенадцати из них определены, но существует и таинственная тринадцатая…»

Мы видим разницу в числе муз – в кино их  семь,а  в романе  уже 13. И это число для писателя из католической страны имеет особый смысл – оно считается связанным с Мадонной. Но пока не будем продолжать ассоциации с дамой номер 13 в этом направлении. Послушаем мнение читателей.

«Музы, вдохновляющие поэтов, предстают в виде некоего сатанинского ордена чудовищных ведьм. Избранные стихи, прочитанные особым образом, могут подчинять или убивать людей. Читатель понимает, что с Шекспиром, Данте и другими поэтами надо быть очень осторожными».

Эвтерпа

«Идея хороша. Музы, вдохновляющие поэтов и  ведьмы, слетающиеся на шабаш, — это одни и те же существа, секта женщин, способных использовать поэтические строки в качестве заклинания ( для того и вдохновляют). А вот реализация плоха. Дамы могли растереть главных героев в порошок раз двадцать, но всегда  отпускали под явно выдуманным писателем предлогом».

В России заинтересовались творчеством испанского писателя от психиатрии всерьез. Хотя до 2017 года на русский язык тексты Самосы не переводили, но российские «агаты кристи» умудрялись плагиатить из его романов образы. Например, работающие на пару маньяки, отец и малолетний сын, пришли в роман Татьяны Поляковой прямиком из романа Сомосы «Соблазн», посвященному….творчеству Шекспира, увиденному очень своеобразно. Роман Поляковой  названием  «Испанская легенда» отсылает к испанскому же  автору.

Минерва и Музы.

Итак, перед нами тринадцать таинственных дам. В романе фигурирует вымышленная  книга «Поэты и их дамы». Для того, чтобы читатели уяснили происхождение дам, приведем цитату из нее: «легенда о дамах уходит корнями в глубокую древность, и она послужила основой для создания многих других легенд – о музах, о горгонах, о Диане и Гекате, о Цирцее, Медее и других колдуньях и ведьмах классической поэзии, о Кибеле и Персефоне, скандинавской Вельве, оседлавшей волка, ведьмах «Макбета», Венеры Илльской Пропера Мериме, Ламии Джона Китса, Атласской колдунья Шелли, Царицы ночи Моцарта, Альцины и Мелиссы Генделя, Армиды Гайдна….И все всегда повторяется: могущественные и порочные женщины, так или иначе имеющие отношение к искусству». Порочные женщины были во все века, но они никак не являлись Музами.

Урания

В романе речь явно идет не об античных музах, а о других сущностях, и герои сами это отлично понимают. Иные сущности и образы надели маску греческих муз. И носят иные имена греческого и латинского происхождения, перекликающиеся с «именами ведьм в сатанинской традиции. Бакулария, Фасцинария, Херберия, Мальярдия, Ламия, Малефиция, Венефиция, Монас,Инкантатрикс, Стрикс, Акелос и Сага».  Так о них пишет Сомоса.  Ей богу, имена всех ведьм  выучишь с  помощью современных писателей. Петрарке явилась первая дама Бакулария, Фасцинария – это смуглая леди сонетов Шекспира и так далее до Борхеса с Сагой.  Для каждого гения нашлась своя ведьма. Для знакомства она являлась будущим творцам во сне, когда те были еще детьми. Потом происходило и свидание наяву.

Герои романа понимают, с кем имеют дело : «Ведьмы…Они не имеют никакого отношения к культу дьявола, но сдается мне, что это имя в точности отражает их сущность. Слово «музы» в применении к ним кажется мне чудовищным. Не могу думать о них как о «музах». И теперь я уверен: поэзия нас обманула».

Эрато

Сюжет романа Самосы не применим к классическим греческим музам, которые все равны под предводительством Аполлона. Между  дамами идет борьба за власть. 13 дама – самая уязвимая, но объединяющая всю группу. Она как Ахилессова пята, ее уничтожение уничтожит всех дам. Поэтому она скрывается и не имеет имени.

Фильм и роман по-разному представляют роль Ракель в группе муз или дам. В фильме это та муза, которая соблазняет. В романе – это лидер группы, своего рода королева или царица дам, под секретным именем Сага. В мире она носила имя Ракель, но нарушила запрет и родила ребенка. Дама под именем Акелос ( в миру Лидия Герето), прорицающая будущее, помогала ей скрыть тайну и спасти сына, когда другая дама под мирским именем Жаклин свергла прежнюю Сагу за пять лет до описываемых событий и сама стала Сагой и царицей дам. Но для полного торжества над поверженной соперницей ей нужно окончательно уничтожить имаго ( бессмертную сущность) взбунтовавшейся  Акелос. Жаклин — Сага борется с той, кого она определяет как «старую паучиху», всеми доступными способами. И читая о ее деяниях, понимаешь, что те дамы, которые избивают, расчленяют, потрошат, сажают на кол,  никак не могут отождествляться с античными музами.

Но тогда зачем вводить зрителя в заблуждение и называть фильм этим  именем «Муза»? Кому и зачем потребовалось сбить фокус зрения и восприятия?

Терпсихора

Сомоса высказал свое творческое кредо : «Я твердо верю, что возможность создать новый текст – это единственная настоящая магия, которой мы все еще обладаем: можно строить миры и населять их, вершить судьбы, изменять жизнь».

В начале нулевых его коллеги пустились во все тяжкие в конструировании этих «миров», населении их и вершении судеб. На рубеже веков и тысячелетий в начале нулевых  Голливуд вернулась античность. Знаменитые фильмы –гиганты прошлого века , широкоформатные, цветные, со звездами – потеряли  зрительский интерес  в начале 60 годов прошлого века, но мы помним фильмы нашего детства «Подвиги Геракла», «Даки», «Триста спартанцв». На долгие сорок лет Голливуд забыл о древней Греции и Риме и вдруг с «Гладиатором» в 2001  все вернулось назад! Одни за другим в нулевые на экраны выходили «Троя» и «Александр». Но нужны были тексты, сюжеты, литературная основа. Преуспевающий детектившик Рик Риордан, выпустивший в 1997 году детективный бестселлер «Кроваво-красная текила»,  переквалифицировался в «детского писателя». По легенде —  начал рассказывать сыну переосмысленные мифы Древней Греции и на их основе начался цикл романов о Перси Джексоне в 2004 году, то есть через год после «Дам» Сомосы. Первый роман цикла «Перси Джексон и Похититель молний» был экранизирован в 2010 году. Википедия приводит табличку различий между текстом романа и фильмом.

В этом романе и фильме все смешалось. Зрителя и читателя сознательно запутывают. Перси – синтез древнегреческий героев Персея и Тезея. Автор сознательно делает его отцом Посейдона. Теперь подрастающее поколение будет уверено, что отцом Персея был Посейдон, а не Зевс. Ведь так показано в фильме! А Олимп, обитель богов, сейчас не в Греции, а в США, в Нью Йорке, переместился вместе с центром западного мира. И полубоги, дети богов и смертных,  сейчас американцы.

Талия

Взглянем на этих «полубогов». С Перси все понятно, а вот его подруга Аннабет – дочь богини Афины Паллады! В одном росчерке пера – крушение всей античной мифологии, и греческой и римской. Богиня мудрости  Афина Паллада  у греков и Минерва у римлян  была девственницей и никогда не имела детей! Американский автор исправил такую несправедливость судьбы и дал  богине дочь.

Фидий. Афина Лемния с головой горгоны Медузы на эгиде.

В школе герою преподает (ну конечно  не в своем облике)  воспитатель  героев  кентавр Хирон. К  Перси, которого подозревают в похищении молний Зевса, подсылают в образе учительницы – математички фурию. Но присмотревшись к этому существу с крыльями и  медными когтями, мы узнаем гарпию. Фурии, преследовавшие проливших кровь преступников, крыльев не имели.

В фильме восхищает образ горгоны Медузы — Умы Турман в стильных солнечных очках и тюрбане, прячущих обращающие в камень глаза и шипящих змей вместо волос.

Медуза , обходя кругом зажмурившихся детей своих врагов ( кого такая хитрость спасала от горгоны), пересказывает им поэтическую фантазию Овидия, рожденную реальными обстоятельствами в семье императора Августа, о некогда прекрасной деве, которая  по вине Посейдона и Афины стала  чудовищем. Фантазия Овидия заслуживает отдельной статьи, но я была разочарована отсутствием коня Пегаса в момент смерти Медузы. Этот персонаж был бы весьма кстати в фильме о похищении молний Зевса – в функции Пегаса входило не только поэтическое вдохновение, он подвозил молнии Зевса на Олимп.

Мы видим потерю современными писателями и режиссерами берегов, когда их головами овладевает античная мифология. Идет планомерная подмена одних античных образов другими. Гарпия превращается в фурию, Афина теряет девственность, Персей становится сыном Посейдона вместо Тезея.  Античная мифология в современных романах и фильмах предстает как в кривом зеркале. В такой ситуации единственно верное решение  -вернуться к первоистокам и вспомнить, кем были античные музы. Вот так их представил поэт в орфическом гимне. Поэт, для которого музы не были пустым звуком, но дочерями царя богов громовержца  Зевса, существами божественными.

Зевса гремящего и Мнемосины прекрасной Дщери

О Пиериды, Вы славой покрыли просторы Вселенной

Многообразные, Вы воплощаете чаянья смертных:

Ум, доброту, талант и учености дар благодатный.

Вы направляете ум и пути указуете духу.

Речи внушаете смысл, окрыляете гением разум.

Вы же и смертным пути проложили к священным образам.

Вот они, Муз, имена: Мельпомена, Эвтерпа, Эрато,

Клио – истории глас, Терпсихора и Талия также –

Пылкой Полигимнии лик и небесной Урании мудрость,

И Каллиопа, чей сын достославный Орфей.

Вместе с ней Агна, Богиня, что мир осеняет Светом.

Дивные Музы – венок из весенних цветов ароматных

Как вы приятны для всех, посвящением в таинства наши

Дайте же мистам успех и усердие в пении гимнов.

Ян ван Бален. Афина Паллада и Музы.

Мельпомена

Согласно мифу, богиня памяти Мнемосина родила от Зевса девять муз в Пиерии, части Эгейской Македонии вблизи священной горы Олимп. Отсюда их прозвище «Пиериды».

Каждая из муз не «приглашала, соблазняли и обманывала», но имела свои , строго определенные функции. Дочери Зевса и Мнемосины  связаны  с поэтическим словом, а перевод слова «муза» – мыслящая. Вдохновляли они поэтов, но на разные творения в стихах. После фильма и романа, в которых муз то 7, то 13, вспомним их число в классической традиции – девять.

Каллиопа – муза эпической поэзии, Мельпомена – трагедии, Талия – комедии, Полигимния – священных гимнов ( она вдохновляла поэтов на создание , например, гомеровских или орфических гимнов), Эвтерпа – лирической поэзии, Эрато – эротической поэзии, Клио – истории, Терпсихора – танца, Урания – астрономии.

Почему у современных деятелей искусства музы вызывают такой страх, почти ужас? Почему Сомоса и Балагеро превратили их в ведьм? В этом – страх писателя и режиссера перед могуществом Слова. В романе упоминается цитата из Евангелия от Иоанна «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». По сравнению со словом Данте, Шекспира, Мильтона или Блейка словеса какого то Сомосы или ему подобных писак выглядят убого и  жалко. Это слова- калеки. Сам испанский писатель это отлично понимает. Музы в гомеровском и орфическом гимнах вдохновляли человека к духовному росту, творчеству, самосовершенствованию. Что  интересует Самосу? Власть слова над человеком, то есть манипуляции с помощь слова, где нет различия между добром и злом, а на такое музы никак не могли вдохновить. Кто призывал «грань между злом и добром – сотрись?» Ведьмы в «Макбете». Не музы. Потому «горе – творцы» исказили  облик муз, превратили в ведьм. Только так можно стереть грань между добром и злом. Но музы продолжают жить и призывать человека к духовному развитию в гомеровских и орфических гимнах, стихах Данте и Шекспира. И ничего с этим не поделать.

Каллиопа  (лежит), Талия, Клио и Эвтерпа. Рафаэль. Парнас.

Противостояние истинного  и ложного искусства известно давно. Со времен  Публия Овидия Назона ( 43 г до н.э — 17 иди 18 г.н. э). Беру с полки верного друга, томик «Метаморфоз», открываю книгу пятую про «Пиерид». Римский поэт рассказывает о соревновании, на которое дочерей Зевса (Юпитера) вызвали девять царевен — сестер, вообразивших себя музами. Настоящим Музам было «стыдно с ними состязаться, но еще стыднее было уступить». Судьями выступили нимфы. Историю состязания в поэтическом слове Музы рассказывают заглянувшей к ним в гости Афине ( Минерве), которую они приглашают присоединиться к их дружной компании, стать одной из Муз:

Рафаэль. Терпсихора, Эрато, Мельпомена, Полигимния, Урания.

Афина и Музы.

«Дева, что вызвала нас, начинает без жребия первой

Брани бессмертных поет, воздает не по праву Гигантам

Честь, а великих богов деянья меж тем умаляет

Будто, когда взошел Тифей из подземного царства,

На небожителей страх он нагнал,  и они, убегая,

Тыл обратили, пока утомленных не принял Египет»

Зевс поражает Тифона.

Самозваные музы представили мифологию в кривом зеркале, исказили истину, перепутали черное с белым, низ с верхом, добро со злом. Ложью и клеветой на богов наполнили песни. По их версии, которую излагали Музы Афине Палладе, страшный Тифон (Тифей) преследовал богов и в Египте. И им, чтобы скрыться, пришлось превратиться в зверей.

«Стада вождем, -говорит, — стал сам Юпитер

Вороном сделался Феб, козлом – порожденье Семелы

Кошкой —  Делийца сестра, Сатурния – белой вороной.

Рыбой Венера ушла, Киллений стал ибисом-птицей».

Пергамский алтарь. Битва Зевса с Порфирионом.

От Муз поединщиком выступила старшая сестра Каллиопа и правдивым  рассказом о славных деяниях богов одержала победу, восстановив истину и справедливость.

Старшая из муз- сестер Каллиопа прежде всего восстанавливает божественную справедливость, подвергшуюся сомнению со стороны самозванок. Им и присутствующим муза напоминает о заслугах богов и богинь, по праву управляющих миром с Олимпа.

«Встала и, плющ молодой вплетя себе в волосы, стала

Пальцем из струн извлекать Каллиопа печальные звуки,

Сопровождая такое дрожание струнное песней:

«Первой Церера кривым сошником целину всколыхнула,

Первой – земле принесла и плоды и покорную пищу.

Первой – законы дала, и все даровала Церера!

Буду ее воспевать. О, только б достойно богини

Песнь пропелась моя! – богиня сей песни  достойна».

Гигантомахия. Мойры сражают гигантов. Фрагмент фриза ворот агоры нимфея в Афродисии.

 

Каллиопа восстанавливает истину и в итоге гигантомахии, то есть битвы олимпийцев с змееногими гигантами, порождениями разгневанной Геи. Боги одержали победу в той битве, а не гиганты, которым музы-самозванки «оказали честь», то есть воспели как победителей. Муза эпической поэзии рассказывает как было на самом деле и что случилось с грозным Тифеем ( Тифоном).

Афина сражается с гигантом Алкионеем.

«Остров Тринакрия был на падших наложен Гигантов,

Грузом тяжелым его под землею лежащий придавлен

Древний Тимфей, что дерзнул возмечтать о престоле небесном,

Все продолжает борьбу, все время восстать угрожает.

Но авсонийский Пелор над правой простерся рукою.

Ты же на левой, Пахин, Лилибеем придавлены ноги,

Голову Этна гнетет, Тифей, протянувшись под нею,

Ртом извергает песок и огонь изрыгает, беснуясь.

Тщетно старается он то бремя свалить земляное,

Силой своей раскидать города и огромные горы.»

Мантуя. Палаццо дель Те. Зал Гигантов. Гигантомахия.

Самонадеянных же сестер обратили в птиц. Одна из рецензий на фильм  называлась «Гневные музы».По сравнению с великим Словом Овидия, Данте, Шекспира, Мильтона,  Гете современные писаки типа Сомосы выглядят теми сороками, в которых обратили дерзких и самонадеянных девиц судьи их спора нимфы. Музы по природе своей не карают. Но когда появляются такие вот сороки как романист Сомоса, то Музы вправе разгневаться. И кара не заставит себя ждать. Великий поэт предвидел появление муз- самозванок в будущем и дал им отпор а бессмертной поэме. Как бы их не звали, Сага или Акелос или….Самоса.

Жак де Стелла. Минерва и Музы. 1645 г.

Обсуждение статьи

8 комментариев
зоя
24.08.2018 в 12:48 пп

Елена, спасибо за развернутую информативную статью. В ней еще раз показано извечное противостояние правды и лжи. И во времена Апулея, и сейчас люди мечутся между этими полюсами, зачастую не понимая даже, где же они находятся. На самом простом, бытовом уровне, но и предельно наглядно, об этом рассказал Высоцкий в своей балладе о Правде и Лжи. Возможно, я ошибаюсь: из Вашей статьи можно прийти к выводу, что Вы полагаете, что есть люди, намеренно маскирующие границу между добром и злом. А я вот все время в этом сомневаюсь: м. б. это наше обычное человеческое недомыслие, некая гордыня, уравнивание человеческих мерок с божественными силами. Вот и получается в итоге, что возвеличенный человек чувствует себя демиургом и думает, что своей волей может смещать, создавать или уничтожать нравственные границы. Которые (границы), на мой атеистический взгляд, являются инстинктом, а для верующих людей – заложены высшими силами. И поэтому не могут быть пересмотрены в принципе. Еще раз спасибо Вам, поскольку не каждая публикация подталкивает к хоть каким-то размышлениям.

Ответить
Елена
24.08.2018 в 4:17 пп

Мифология – моя слабость. «Метаморфозы» Овидия – тоже. Постараюсь ответить так. Сознательно поместила образы всех девяти муз, чтобы еще раз напомнить об их каноническом числе, чтобы читатель увидел как их представляли скульпторы и художники Древней Греции, а как Рафаэль и другие. Вы согласитесь, что снимать об этих очень красивых образах фильм ужасов – большая натяжка. Музы ведь не горгона Медуза! Никого в камень взглядом не обращают.
Язык Овидия сложен для современного читателя. Перескажу своими словами. Боги во главе с Зевсом правят на Олимпе, так как смогли сдержать нашествие порождени й Тартара, последним из которых были Гиганты. Они сделали мир безопасным и пригодным для жизни людей. Если бы Тифон победил, все ыбло бы сожжено и уничтожено! Земля бы не годилась для жизни людей! Об этой победе рассказывают картины на гидравлии – Зевс сокрушает Тифона, знаменитые фризы из Пергама – Афина поражает гиганта. Олимпийские боги сражаются и побеждают. Об этом повествуют художники, скульпторы и поэты.
Но вот появляются девять нахалок, которые утверждают, что это они – настоящие музы! И, вызвав Муз на состязание, начинают слагать стихи о поражении богов от гигантов! Якобы боги позорно бежали с поля брани! Это явная ложь, клевета и сознательное искажение действительности. Эпос в кривом зеркале. Такое мы видим и сейчас, когда речь заходит, кто же победил во Второй мировой войне? Чем не спор о победе в гигантомахии – войне с гигантами?
Каллиопе приходится все поставить обратно с головы на ноги. Она обосновывает права богов – они дали и законы и научили земледелию. Потом показывает, где находится якобы «победитель» Тифей – в под Сицилией!
Этот миф о музах- самозванках показывает наличие всяческих альтернативных историй еще в античные времена. Конец мифа – это плохо кончится для сочинителей. Самозванок превратили в сорок.
Возможно, сделаю мифологический цикл. Ума Турман в образе Медузы и Афина Фидия с головой Медузы на эгиде у меня уже есть. Просится продолжение.

Ответить
Алла
24.08.2018 в 5:11 пп

Утренний небосвод осветила перстами пурпурными Эос
Бог Гелиос в колесницу запряг златогривых коней
Медленно и величаво двинулась по небосводу
Четверка коней златогривых, влекущая колесницу
Боги Олимпа проснулись. Утро приветствуют все.
Зевс-громовержец, на троне воссел величаво
Чашу, амброзией, наполнил ему Дионис-виночерпий
Горн, раздувая мехами, встал у горнила Гефест
Бог кузнецов хромоногий, мастер Зевесовых молний.

Ответить
Елена
28.08.2018 в 2:48 пп

Вчера поняла, почему образы муз, являющихся поэтам во сне, показались мне странно знакомыми. Пересмотрела старый фильм «Битва титанов» 1981 года о подвигах Персея с Лоуренсом Оливье в роли Зевса. В картине главным врагом героя является богиня моря Тетис. Она ненавилит сына Зевса, так как царь богов покарал ее сына Калибоса. Имя вызывает настойчивую ассоциацию с Калибаном из шекспировской «Бури». Красавец Калибос, жених царевны Андромеды неподобающим поведением вызвал гнев Зевса, который обратил юношу в чудовище. Разгневанная Тетис, верховная богиня Яппы, где царствует мать Андромеды, решает являться жрецам во снах и наставлять их как действовать. Бедную Андромеду не оставляет в покое Калибос. Каждую ночь за ее душой прилетает стервятник с клеткой. Душа во сне покидает Андромеду, заходит в эту клетку и стервятник уносит ее на болота, повелителем которых стал уродливый Калибос. Страшный урод дает Андромеде загадку, которую должен разгадать очередной жених. Если не справится, то его сжигают.
Персей на Пегасе в шлеме-невидимке проследил за стервятником , но следы его ног на песке заметил Калибос. Между сыном Зевса и сыном Тетис начинает схватка не на жизнь, а смерть.
Вероятно в молодости писатель увидел этот фильм и вынес оттуда образ богини Тетис, наставляющей своих жрецов во сне. В недавнем римейке «Битвы титанов» отсутствовал образ Тетис и снов. Зато появился соперничающий с Зевсом бог подземного царства Аид.

Ответить
Амина
28.08.2018 в 4:53 пп

Уважаемая Елена! Ваш комментарий о «Битве титанов» можно продолжить. Вы не обратили внимания, кто играет Тетис, которую в Википедии спутали с Фетидой, матерью Ахилла? Ее играет тогда еще молодая Мэгги Смит!!!! Та самая Мэгги Смит, которую почитатели Гарри Поттера знают как профессора Хогвартса Минерву Макгонагалл!!!!! При чтении романов о маленьком волшебнике, меня всегда интриговало имя декана факультета, на котором учится Гарри. Это же имя римской богини мудрости Минервы! Аналога греческой Афины. Совы в романе появляются не просто так – это любимая птица богини Афины. Поговорка «Везти сову в Афины». Ирония судьбы. В «Битве титанов» Смит играла противницу Персея и Афины, а в «Гарри Поттере» она фактически сыграла богиню мудрости. Минерва Магнонагалл – это замаскированная богиня Минерва!
Эту тайную ипостась декана Гриффиндора отлично разгадал Дмитрий Емец в романах о Тане Гроттер. На эгиде Афины ( Минервы) – голова горгоны Медузы. Профессором Тибидохса как анти — Хогвартса российский писатель делает доцента Медузию Горгонову, которая рассказывает упомянутую Вами «поэтическую фантазию» Овидия о подлости и зависти богини Минервы в образе старой ведьмы и об обманщике Персее. Заочный поединок профессора Минервы с доцентом Медузией. Самое забавное, когда прототипом Горгоновой называют Минерву Макгонагалл! А здесь противостояние горгоны Медузы в русском романе богине Минерве из английского романа. Почему то на это никто не обратил внимания!

Ответить
Елена
29.08.2018 в 3:52 дп

Думала, кого же мне эта Тетис напоминает! Спасибо за подсказку! Мэгги Смит – она же преподобная Минерва Макгонагалл! Ваша подсказка мою мысль «погнала» дальше. Гарри Поттер по задумке автора был таким современным Персеем, героем, побеждающим непобедимое зло. Волан-де-Морт как современная Горгона Медуза. В романе это не считывалось сразу, несмотря на подсказки Роулинг – совы – почтальоны ( в старом фильме о Персее действует механическая сова, помощник героя от Афины) и полет почти на Пегасе. Как это существо, от которого все шарахнулись , и только Гарри оно покорилось, называлось? Это фантастическое существо приговорили к казни из-за испуга противного Малфоя. Намеки не срабатывали до тех пор, пока в начале нулевых образ Минервы в исполнении Мэгги Смит не напомнил о старом фильме о Персее. Американцы смекнули – можно сделать своего американского Поттера по имени Перси Джексон. Рик Риордан переквалифицировался в детского писателя, вышел цикл романов, а в 2010 году вышел первый фильм одновременно с римейком «Битвы титанов»! С нулевых начинается «персеемания». Но римейк снимается с учетом образов «Перси Джексона». Это образы Кроноса и Аида прежде всего.
В старом фильме фигурировала река Стикс с перевозчиком Хароном. Кстати, Стикс – женского рода. Участвовала в гигантомахии, которую невежды путают с титаномахией, на стороне богов. Поэтому водами реки Стикс клянутся. На минутку появлялся двух, не трехголовый, опять напутали, Цербер. И все. На этом знакомство с Тартаром в старом фильме заканчивалось. Но Тартар – место действия «Перси Джексона»! Полюбилос ь автору и героям это прелестное место! В романе, не в фильме, главный антагонист героя Перси — Кронос. В фильме – сын Гермеса Люк. Ассоциация имени со скандинавским злокозненным богом Локки, по совместительству отцом царицы страны мертвых Хелль. Герои Перси Джексона не раз и не два отправляются в Тартар. Это и повляло на римейк «Битвы титанов» и в еще большей степени на «Гнев титанов», где действие спускается в Тартар.
О противостоянии Афины –Минервы и горгоны Медузы.Водянова в этой роли откровенно слаба. Ну какая из нее горгона Медуза? Смех один. Сцена в храме в новом фильме проигрывает старому, несмотря на спецэффекты. Персей и сотоварищи улепетывают от Медузы со всех ног. А движения не должно быть вовсе. От Медузы не убежишь. Она как….оружие массового поражения. Как…радиация. Бежать бесполезно. Надо прятаться, как и делал Персей в старом фильме. Там потрясающая сцена с Медузой! Саспенс нарастает как в фильмах Хичкока. Сначала на стене появляется тень хвоста Медузы, потом как тень ее голова с извивающимися змеями, а потом она сама. Персей и его друзья осознают, что один неверный шаг грозит гибелью. Напряжение спрятавшегося за колонной Персея, капли холодного пота на его лице при приближении Медузы, за которой он наблюдает в зеркальном отражении щита.
Но и в старом и в новом фильмах с образом Медузы тоже произошла подмена. Горгону превратили в близкую родственницу, сестру по имени Ехидна, то есть полузмея- полуженщина. От нее произошел обшеупотребительный глагол «ехидничать».
Поэтому отдаю предпочтение Медузе –Турман. Большее соответствие древнему образу Горгоны, без змеиного туловища, извивающегося кольцами.

Ответить
Амина
29.08.2018 в 11:30 дп

Уважаемая Елены! Гарри Поттер летал на гиппогрифе Клювокрыл. На нашем форуме заведена специальная страница «Музы и сороки», мы запостили видео полета Гарри, а также сцены логова Медузы из старой и новой версий «Битвы титанов».
http://tsiskaridzeforever.mybb.ru/viewtopic.php?id=132#p47579
О «персеемании». С 2005 по 2010 Риордан написал пять книг о Перси, но после провала в прокате второго фильма про море чудовищ был отменен третий проект про проклятие титана. Иначе мы бы скоро дошли и до нашествия Тифона на Нью Йорк! Ожил бы Пергамский алтарь на киноэкране.

Ответить
Елена
29.08.2018 в 1:04 пп

Уважаемая Амина! Спасибо за еще одну интереснейшую подсказку. Значит, гиппогриф? Читала «Узника Азбакана» шестнадцать лет назад, кое — что подзабыла. Описание гиппогрифа напоминает грифона — льва с головой орла и крыльями. А знаете ли Вы, что грифон — символ лондонского Сити? Это существо в гербе лондонского Сити, мирового финансового центра. Теперь ясно, на ком летает Гарри Поттер, на символе кого и чего? Наш диалог становится все более интересным.
Ссылку на дискуссию на форуме мне скинули в личку. Поэтому в курсе, слежу. Спасибо. Интересно.
Закрытие проекта о Джексоне. Греческие боги не перенесли переезда в холодный и влажный климат Нью Йорка.Высоковато им было на новом Олимпе — мифическом 600 этаже Эмпайер Стейт билдинге. Непрезентабельный вход в Аид под Лос -Анджелесом. Тоже боги обиделись.
А если серьезно, в двух фильмах про Перси Джексона кроме Турман — Медузы ничего и никого интересного. Книга то пошла, а вот фильм — нет. Не нашли верного изобразительного решения. Да и с идеями туговато. Не осилили Олимп как новый центр западного мира. Это беда авторов, но не темы античной мифологии. Она по -прежнему вызывает зрительский интерес, когда подана с изюминкой. Сериал «Атлантида» тому наглядный пример. Там тоже есть своя Медуза.
Надо весь материал систематизировать и писать новую статью.

Ответить

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья