
В декабре 2024 года «великий и могучий» русский язык обогатился новыми словами — «щелкуниада ( рифмуется с «Иллиадой», «Лузиадой» и …»Сибириадой»), «ощелкунить всех» ( значит , «осчастливить» и «обилетить»), «щелкунизация населения» ( население должно в обязательном порядке и по собственному желанию посмотреть балет «Щелкунчик»).
Слово «щелкуниада» впервые прозвучало в телеграм-канале «Дьявол на пуантах» Ирины Бартновской, а затем его подхватила и популяризировала в заголовке «Комсомольская правда»: «Щелкуниада мозга из Москвы дошла до нас: В Петербурге нашли супердорогие билеты на главный новогодний спектакль». Действительно, билеты за 45 тысяч рублей возмутили зрителей Петербурга.
Словосочетание «ощелкунить всех» пришло с форума «Поклонники Цискаридзе — Мастеру» и принадлежит участнику под ником Семен Семенович: «С изумлением наблюдая за событиями вокруг БТ, начинаю подозревать, что нового директора очень крупно подставляют. Какая-то околотеатральная мафия либо саботирует, либо слишком безумно выполняет распоряжения руководства, доводя их до полного абсурда.
Например, для прекращения этой безобразной перманентной возни около касс, особенно зимой (когда акромя Щелкуна и заняться-то нечем), руководство предпринимает, казалось бы, разумные шаги — перемещает продажи с морозной улицы на сайт, повышает цены на билеты, запускает трансляции и по ТВ, и в кинотеатрах, предлагает увеличить число спектаклей. Чтобы все уже наконец ощелкунились тем или иным способом и обрели душевный покой».
Ну а «щелкунизация населения» — это мое словосочетание, родившееся во время обдумывания этой статьи.
С первой постановки в 1966 году новогодний «Щелкунчик» в редакции великого хореографа Юрия Николаевича Григоровича является самым престижным балетом Большого театра. Проблемы с билетами на «Щелкунчик» 31 декабря были всегда, но то, что начало твориться в декабре 2024 года, не поддается описанию. Начались какие то лотереи и аукционы, по инету гуляла шутка о чудаке, который продал почку для того, чтобы заплатить за билет на этом аукционе! Сайт Большого театра не один раз «падал» из-зв желающих купить билет в этой лотерее. В жаркую дискуссию о происходящем включились политические обозреватели, ранее не замеченные в интересе к балету — ненормальность происходящего отмечали завсегдатай воскресных вечеров у Владимира Соловьева Дмитрий Евстафьев, военный обозреватель Юрий Баранчик и другие. Ситуация показала, что в России «Щелкунчик» больше, чем балет.
Появились конспирологические версии о «заговоре» против нового директора Большого театра Валерия Гергиева. В свете поднявшейся медийной шумихи нужны были решительные действия и они последовали под девизом «ощелкунить всех»! Первым подхватил клич о полной и поголовной «щелкунизации населения» худрук Большого балета Махар Вазиев, объявивший о 50 (!!!) спектаклях с декабря 2024 до марта 2025 годов.

К инициативе нынешнего руководства балета очень прохладно, если не сказать больше, отнесся сам создатель «Щелкунчика» Юрий Григорович, отпраздновавший 2 января 2025 года свое 98 летие ( дай Бог ему сил и здоровья). Великий балетмейстер напомнил нынешнему руководителю о кордебалете, который физически не потянет такое количество спектаклей. Солисты сменяются, но вальс снежинок и цветов танцуют одни и те же. Отрывок из беседы с великим Мастером:
«Психотерапевтический эффект «Щелкунчика» мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии… Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость. Абсолютно общечеловеческий миф. О таком эффекте можно только мечтать.
— Все же вы растеряны и обеспокоены…
— Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не «заболтать» первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Второе — состояние ног наших девушек из кордебалета. Их ноги, если хотите, и есть русский балет. Возникает серьезное опасение из-за переутомления от физических нагрузок. И я бы здесь не прельщался никакими экономическими выгодами. Им же танцевать и дальше. Нужно обеспечить их жизнь и после «Щелкунчика».
К словам гения русского балета стоит прислушаться, чтобы не получить снова казус Геращенко с Денисовой.
https://t.me/devilonpointshoes/8634
Нашли еще один выход для удовлетворения страсти к балету и жажды прекрасного у населения. Прямая трансляция спектакля Большого в 12 часов 31 декабря в кинотеатрах и по Первому каналу! Спрос порождает предложение! Трансляция «Щелкунчика» прошла в 150 городах России и за рубежом в Белоруссии и ОАЭ с аншлагом! Более 500 сеансов «Щелкунчика» и ни одного не проданного билета!
Вот как бодро рапортуют о «щелкунизации населения» СМИ и даже приводят отзывы счастливых зрителей из разных городов:
«МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/. Первая в истории трансляции в российских кинотеатрах «Щелкунчика» из Большого театра прошла с аншлагом по всей стране, передают корреспонденты ТАСС.
30 декабря онлайн-трансляция в залах началась в 19:00 мск, 31 декабря — в 12:00 мск. Показы шли в прямом эфире в кинотеатрах по всей стране — от Санкт-Петербурга и Калининграда до сибирских городов.
Как сообщили в сети кинотеатров в Нижнем Новгороде, непроданных билетов на трансляцию не было. В Казани купить билет перед спектаклем на воскресенье также было невозможно.
В Воронеже показы прошли в восьми кинотеатрах, в том числе в одном из старейших кинотеатров города «Спартак». В Ижевске в кинотеатре «Киномакс» на трансляцию балета еще за несколько дней до сеанса были распроданы все билеты. Люди приходили на «Щелкунчика» парами и целыми семьями вместе с детьми.
Как рассказала корреспонденту агентства ижевчанка Татьяна, спрос на балет высокий и в городе, билеты сложно достать даже на постановку местного театра. «А на «Щелкунчика» очень хотелось посмотреть. Там и музыка хорошая, и сюжет я знаю, артисты самые-самые будут — все прекрасно», — сказала собеседница перед началом сеанса.
Еще одна посетительница кинотеатра Ольга объяснила, что пришла посмотреть прямую трансляцию, потому что Новый год для нее — это не только мандарины, салат «Оливье», но еще и балет. «Мы ходим в театр в Ижевске, в других городах, смотрим и спектакли Большого, которые доступны [в интернете], например «Лебединое озеро» смотрели во время пандемии. И я очень рада, что будет такая прямая трансляция, очень хочется ощутить свою причастность», — сказала собеседница, по словам которой в «Щелкунчике» ей больше всего нравится балетная составляющая.
Зрители в Воронеже остались в восторге, отмечая возможность прикоснутся к великому балету в родном городе, залы оказались полностью заполнены воронежцами, свободных мест не было. «Я давно хотел сходить на «Щелкунчика» в Москве, ведь это одна из самых главных новогодних сказок страны», — рассказал зритель Александр.»
Спектаклем «Щелкунчик» в 12.00 в Большом театре продирижировал сам маэстро Валерий Гергиев, который не очень жалует балетные спектакли своей дирижерсколй палочкой, которая руководила и праздничным концертом на Первом канале, но уже 1 января в 16.45. Завершался концерт тем самым знаменитым вальсом цветов из «Щелкунчика»!
К сожалению, во время прямой трансляции не было титров с исполнителями. Танцевали юная Елизавета Кокорева (Мари) и Артем Овчаренко ( Щелкунчик-Принц), который 31 декабря праздновал свое 39 летие.
В каждой бочке меда найдется своя ложка дегтя, каковой является отзыв о трансляции автора телеграм-канала «Дьявол на пуантах» Ирины Бартновской:
«А пока скажу пару слов о трансляции «Щелкунчика». Это безумие ставить молодую Лизу с Артемом. Будто папа с дочкой. Да, в истории есть много примеров, когда разница у партнеров на сцене — те же Руди и Фонтейн. Но вот в случае с артистами БТ это был epic fail. Почему не поставить в пару Смилевски? Или наоборот Артема с Крысановой? Овчаренко еле дополз до конца спектакля. Вопросов как всегда больше, чем ответов».
Как бы станцевал Дмитрий с Кокоревой не знаю, а вот запись с Софией Мамула от 30 декабря 2024, утро.
Замечание Ирины Бартновской о «разнице» в возрасте между партнерами можно прокомментировать и на более близком нам примере: последние «Щелкунчики» с Николаем Цискаридзе 31 декабря 2012 и 2 января 2013 годов, в которых его партнершей была юная Анжелина Воронцова. Возраст у партнера один и тот же, но какой контраст!

Главный «Щелкунчик» России, Николай Цискаридзе, рекорд которого по количеству станцованных балетов не смог побить никто, тоже участвовал в «Щелкуниаде-2024», представив 31 декабря на канале «Культура» этот балет в исполнении участников Академии русского балета, но уже в редакции Василия Вайнонена.
А до этого ученики Академии станцевали в начале декабря «Щелкунчик на сцене Мариинского театра (успешное сотрудничество с Валерием Гергиевым длится уже 12 лет), а позже два спектакля провели с аншлагом на сцене Кремлевского дворца, что уже становится хорошей традицией — третье выступление там! Билеты не успели появиться на сайте дворца как через пару дней их уже не было! Продать 6 тысячный зал ДВА вечера — это свидетельство качества!
Спрос на «Щелкунчика» заставил руководителей канала «Культура» в новогодние праздники 2 января показать эталонную версию балета в исполнении великих Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Запись от 1978 года.

Максимова и Васильев танцевали премьеру этого балета в 1973 году. Это приятно. Это отрадно. Возвращение к русскому классическому балету и исполнителям. Помниться, когда то балетоманы возмущались появлением в эфире на новый год зарубежной версии «Щелкунчика» с Михаилом Барышниковым. «У нас своих исполнителей нет? Нужно показывать сбежавшую звезду?» Но ситуация стремительно меняется, а с ней меняются и программы новогодних передач.
Можно согласиться с «золотым пером» Александром Дольчевым, который в сентябре 2024 года после первой трансляции в кинотеатрах «Спящей красавицы» из Большого написал о «нехватке имперскости для Гергиева в Петербурге». Валерию Абисаловичу явно не хватало размаха, а теперь они с Николаем Максимовичем, получившем 12 декабря «Орден за заслуги перед Отечеством 4 степени», делят эфир Первого канала — после праздничного концерта , которым дирижировал Гергиев, 1 января вышла передача «Сегодня вечером» с ведущим Цискаридзе. Поклонники Маэстро и Мастера гадают, когда же они , наконец, объединятся в Большом театре, а не только на Первом канале? Верим, что и это новогодняя мечта очень и очень многих сбудется.

Жажда прекрасного у российского народа прекрасна! И испытание «Щелкунчиком» маэстро Гергиев выдержал с честью, как ни рассчитывали его противники на скандал и провал. Не дождетесь!
Российскому зрителю в Новогодние праздники предложили трив версии «Щелкунчика». Есть из чего выбрать и оценить.