Вверх
Комментарии

Vivat, Суворов! Финал «Гардемаринов».

Елена
09.01.2024

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов появился в Сочельник на канале «Россия» после фактически 83 летнего отсутствия на экране в качестве главного героя! И это символично! Он вихрем мчался с саблей на белом коне против турецких солдат в знаменитой битве при Кинбурне, победа в которой не позволила Турции при подстрекательстве европейских держав отобрать Крым у России и которая стала главным сюжетом в финале культовой киносаги «Гардемарины. 1787 год. Война». Виват режиссеру Светлане Држининой, вернувшей славную победу русского оружия на российский экран! Гардемарины помогли великому полководцу выиграть битву при Кинсбурне!

Ради интереса зашла в Википедию, раздел «Память о Суворове. Киновоплощения.

Киновоплощения

Характерна хронология появления Генералиссимуса на советском и российском экране. Первое — в исполнении великого Николая Черкасова в автобиографическом фильме «Суворов» в предгрозовом 1940 году — в преддверии Великой отечественной войны. Потом через 13 лет в год смерти Сталина уже в фильме о великом русском флотоводце Ушакове, но Александр Васильевич уже не главный герой. Последнее появление на советском экране еще через 32 года в «Багратионе» в 1985 году, тоже эпизод, но фильм военный о любимом ученике.

С российским экраном Александру Суворову категорически  не повезло. Пауза затянулась на 20 лет и прервалась в совсем не военном, но любовно-авантюрном сериале «Адъютанты любви» в 2005 и фильме «Фаворит» того же года. Российские режиссеры вспоминали Суворова в сериалах, посвященных императрице Екатерине II и ее фаворитам. Как великий полководец Александр Васильевич в перечисленных сериалах отсутствует. Зрители видят его раненного, лежащего в лазарете и которого Потемкин отчитывает как нерадивого ученика-двоечника за провал наступления, бессмысленную гибель русских солдат, да и сам он признает : «мои богатыри под песком Кинбурнской косы лежат». Нет побед Суворова. Создатели сериалов сознательно принижают образ русского военного гения, созданный на киноэкране в советскую эпоху. Их больше интересуют любовные увлечения российской императрицы, чем победы русского оружия. Про американский сериал HBO ( 2019) с Хелен Мирррен в главной роли и говорить не хочется. Смотреть невозможно. А музыка последнего сезона российского сериала «Екатерина. Фавориты» ( 2017-23) до боли напоминает…музыку «Игр престолов»! А где похожая музыка, там и похожие трактовки персонажей и ситуаций, особенно, когда речь идет о Крыме.

Только в  2022 году появился мультфильм «Суворов. Великое путешествие» о знаменитом швейцарском походе Суворова в Альпах. И опять. «Путешествие» — не «битва», «не война». Поэтому последний фильм франшизы  «Гардемаринов» является знаковым в трактовке образа великого русского полководца, именем которого названа новейшая российская атомная подлодка К 553 «Генералиссимус Суворов», спущенная на воду 11 января 2022 года.

В фильме «1787. Война» Александр Суворов является главным героем, а главным событием — победоносная битва при Кинсбурне (Кинбурнская коса, Днепро-Бугский лиман).

Режиссеру пришлось выдержать свою длительную битву с Министерством культуры, который категорически много лет не желал финансировать фильм о великой русской победе. Если бы не эти проволочки, то зрители увидели бы Александра  Суворова на экране значительно раньше мультфильма о переходе через Альпы. Занимательная история , верно? На низкопробные выверты модных режиссеров, не будем называть имен, деньги всегда находились, а вот о победе русского оружия — нет. Но свою «викторию» Дружинина получила и  приступила к съемкам в мае 2019 года.

Как получилось, что балерина по образованию (Московское хореографическое училище), успешная актриса, режиссер музыкальных картин  «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская» и «Принцесса цирка» увлеклась военными сюжетами? Как вообще она пришла в «мужскую» профессию режиссера? Отвечая на этот вопрос, Светлана Сергеевна рассказала потрясающую историю из своего детства. В начале Великой отечественной войны вместе с мамой оказалась в Сталинграде! Мама, уходя на работу, не знала, застанет ли свою малютку в живых, вернувшись со смены домой. Немецкая авиация работала беспощадно! Режиссер поделилась своими детскими впечатлениями: каждое утро из-за горизонта появлялись самолеты с крестами на крыльях и из их утроб сыпались страшные черные шарики ( бомбы), несущие смерть и разрушение. Мать, чтобы предотвратить панику и перекрыть ужас и хаос войны, успокаивала дочку красивыми сказками и историями на ночь. И вот память об этих рассказах матери на краю пропасти и желание воплотить их в жизнь, по словам Светланы, привели ее в профессию режиссера. А еще в сердце маленькой девочки жила мечта о победе советской армии, которая бы прекратила кошмарные налеты вражеской авиации. Память сердца и подскажет в будущем сюжет об еще одной победе русского оружия.

Биография ее общеизвестна. Основные вехи — цирковой кружок в детстве, потом десять лет Московского хореографического училища. Выпускной спектакль лучшая ученица должна была танцевать с будущим премьером Большого театра Марисом Лиепой. Да и ее собственная дорога вела ее в главный театр страны. Но судьба распорядилась иначе. Травма. На выпускном концерте пришлось довольствоваться ролью ведущей и смотреть как Марис Лиепа танцевал с другой выпускницей. Балетная карьера закончилась, так и  не начавшись. Зато открылась карьера актрисы и режиссера.

В  к юбилею короля оперетты Имре Кальмана в 1982 году по заказу Гостелерадио Дружинина начала снимать  «Принцессу цирка». На  роль мистера Икса она выбрала, а Худсовет утвердил пробы, своего партнера по выпускному концерту Мариса Лиепу,  которого фактически выживали из родного Большого театра. Светлана Сергеевна хотела помочь ему. Но… народный артист СССР совершил роковую ошибку, пригласив ее с мужем, оператором Анатолием Мукасеем, на   последнее выступление  в своей  коронной роли Красса в балете «Спартак»! Зеркала Большого театра таят магические свойства показывать и предсказывать будущее. В зеркале Дружинина внезапно увидела необыкновенной красоты профиль молодого человека и поняла мгновенно: «Вот он, настоящий Мистер Икс»! Заговорила. Выяснила — иностранец, словак, студент МГИМО , сын посла Чехословакии в Австрии! А ведь родиной Кальмана была Австро-Венгрия, в которую входили и Чехия, и Словакия! Игорь Кеблушек, юноша красивой внешности, не сразу согласился, а посоветовался с отцом, который помнил актрису Дружинину по гремевшим в 50-х — 60-х годах фильмам «За витриной универмага», «Дело было в Пенькове», «Девчата» . В те годы он сам был студентом МГИМО, откуда привез не только диплом, но и русскую жену. Сыну сказал крылатую фразу: «Не каждый актер является дипломатом, но каждый дипломат должен быть актером».

Фильм был снят и показан 25 декабря 1982 года по телевидению. Успех превзошел все ожидания. Приятельница позвонила Дружининой на следующий день: «Спасибо, Света! Зашевелились все бабы Советского Союза». Игорь Кеблушек вынужден был бежать из общежития МГИМО к родственникам, так его осаждали поклонницы!

Среди них оказалась преподавательница строительного техникума Нина Соротокина, которая много лет назад в 1973 году для сыновей написала роман «Трое из Навигацкой школы» в подражание «Трем мушкетерам» Александра Дюма. Роман не заинтересовал ни одного издателя и валялся дома в рукописном варианте. Увидев Игоря Кеблушека, писательница почувствовала сердцем : «Вот он, ее звездный час!» Этого красавца она мечтала видеть в роли героя своего романа! Он заставил ее сделать решительный шаг! Без него она бы никогда не решилась посетить режиссера фильма «Принцесса цирка». И еще почти мистический факт. Всмотритесь в декорации в сцене написания Князем «дополнения к основному завещанию» — это в начале второй серии «Принцессы». На стене висит картина — корабль с поднятыми парусами и старинный портрет мужчины в парике из 18 века! Вот так в настоящем прорастает будущее! Главное — Соротокина поняла как режиссер слепиал по кусочкам потрясающий образ мистера Икса: внешность непрофессионального исполнителя, по которому, кстати, в МГИМО до фильма никто с ума не сходил, голос солиста Большого театра Владимира  Мальченко и невероятный номер «Капля» артиста московского цирка Владимира Гарамова! Нина Матвеевна мечтала, чтобы Дружинина также  превратила Игоря Кеблушека в героя ее романа! И она не ошиблась в выборе правильного режиссера! Впоследствии Светлана Сергеевна с полным основанием скажет : «Сашу Белова создала я. Не Соротокина, не Жигунов, но я». Как бы Жигунов ни обижался, но это сущая правда!

2 января 1983 года в квартире Дружининой раздался звонок и появилась дама с рукописью романа о жизни трех друзей, курсантов Навигацкой школы, гардемаринов, что в  переводе с французского означало «стражи моря» Александра Белова, Алексея Корсака и Никиты Оленева.

Нина Матвеевна объяснила режиссеру как ей хочется увидеть в роли Александра Белова снявшегося в ее фильме  Игоря Кеблушека! Оставив рукопись, ушла. Но Дружинина не только не собиралась снимать фильм по  роману никому не известного автора, но не собиралась его даже читать! Забытая рукопись пылилась на дальней полке два года  до пожара, полностью  уничтожившего квартиру. Слова Воланда : «Рукописи не горят» воплотились в реальность в прямом смысле — только страницы романа уцелели среди пожарища! Вспомнив таким образом про него, захотела вернуть рукопись автору, но супруг вместе с сыном заглянули в текст, с увлечением дочитали до конца и посоветовали супруге и матери  начать  съемки! Чутью выдающегося оператора Анатолия Михайловича  Мукасея, у которого мечтали сниматься все  актрисы СССР  так как его камера делала их красавицами, Дружинина, наконец, поверила в успех того проекта, который сделает ее по — настоящему знаменитой.  Первоначально на роль Никиты Оленева планировался ее старший сын Анатолий, которому ходатайствовал за роман . На фото он слева.

Начались пробы. Вместе с Юрием Нагибиным и  Ниной Соротокиной  писался сценарий фильма «Гардемарины, вперед!» Увы, заинтересовать проектом Кеблушека не удалось: уже несколько лет он работал в министерстве иностранных дел Чехословакии. Если бы съемки начались сразу как только Соротокина принесла роман в январе 1983 года, когда он еще был в СССР! И тогда режиссеру не пришлось бы мучиться с капризным Жигуновым с его истериками на съемочной площадке да и любовная «дуэль» Кеблушека с Боярским за сердце красавицы Анастасии Ягужинской ( Татьяна Лютаева) была бы гораздо интереснее. Кстати, многие зрители не понимали как Ягужинская могла предпочесть Брильи -Боярскому какого-то …Жигунова. Но…так сложилась судьба: по заказу Гостелерадио телевизионный четырехсерийный фильм снимали с лета 1986 по осень 1987 года. Телепремьера  состоялась 1 января 1988 года по Первой программе.

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей

Светлана Дружинина по неизвестному никому роману сняла то, что тогда назвали «культовый фильм», а сейчас —  «хитом просмотров». Сергей Жигунов ( Александр Белов), Дмитий Харатьян (Алексей Корсак) и Владимир Шевельков (Никита Оленев) получили зрительских симпатий не меньше Кеблушека и не все из тройки справились со «звездной болезнью». Жигунов с Шевельковым покинули проект и на их место пришли Михаил Мамаев и Александр Домогаров, продолжившие сагу о гардемаринах в дальнейшем. Молодые амбициозные актеры Жигунов и Шевельков не поняли, что за феноменальным успехом фильма стоит не только труд режиссера, оператора, композитора, поэта-песенника, но и блестящее окружение советских актеров на второстепенных ролях Иннокетий Смоктуновский ( кардинал де Флери), Евгений Евстигнеев (Бестужев), Владислав Стржельчик ( Лесток), Александр Абдулов (агент Тайной канцелярии). Владимир Стеклов ( следователь), Семн Фарада ( директор Навигацкой школы) Игорь Ясулович (секретарь Лестока). Елена Цыплакова ( императрица Елизавета Петровна), Борис Химичев ( князь Черкасский) и другие.

Блестящим ходом режиссера было приглашение на роль антагониста гардемаринов француза де Брильи сыгравшего Д Артаньяна Михаила Боярского, который после «Гардемаринов»получил прозвище «дважды француза» советского кино.

В приведенном выше видео романс на слова  Дениса Давыдова, музыка Журбина, но в клипе показан квитэсенция де Брильи в исполнении Боярского.

Песни из «Гардемаринов» стали фактически народными. Их авторы — композитор Владимир Лебедев и поэт Юрий Ряшенцев: «Песня о дружбе», «Не вешать нос, гардемарины», «Ланфрен-Ланфра» и «Разлука», которую исполнила замечательная певица Елена Камбурова.

Все это творческое содружество множества людей, объединенных железной волей режиссера, и предопределило феноменальный успех телепроекта. А роман Нины Соротокиной через 17 (!) лет после написания был, наконец, опубликован в 1990 году.

Напомним читателю хронологию выхода частей «Гардемаринов».

«Гардемарины, вперед!» 1988

«Виват, гардемарины!» 1991

«Гардемарины III» 1993.

«1787. Мир.» 2023

«1787. Война». 2023.

Премьера «Виват , гардемарины» была назначена на 19 августа 1991 года, но не состоялась из-за переворота ГКЧП. Так франшиза впервые переплелась с политикой.  И вот перерыв в 30 лет и каких! В «лихие девяностые» и нулевые годы Светлана Дружинина сняла исторический телесериал из 8 фильмов «Тайны дворцовых переворотов».

Актеров, сыгравших гардемаринов, продюсеры и режиссеры «новых времен» пытались увлечь часто сомнительными проектами, сознательно разрушая образы тех, чьим девизом было «Жизнь — Родине, честь -никому». Эту тенденцию точно опроверг фильм «Мой принц» ( 2006 год) с Харатьяном и Аликой Смеховой, героиня которой узнает кумира своего детства, сыгравшего капитана Грея в «Алых парусах» ( намек на гардемарина Алешу Корсака) в …»господине по вызову». Потрясенная героиня бросает упрек артисту, образом которого восхищалась, но финал у истории счастливый — герой оказывается успешным бизнесменом. Тему падения кумира продолжает другой гардемарин Домогаров в фильме Тодоровского «Большой» (2017). Бывший премьер Большого театра, амплуа которого — Принц, ныне алкоголик, скатывается до постановки танцев в  стриптиз-клубе. Такие роли предлагались бывшим гардемаринам режиссерами совершенно сознательно — для снижения тех образов, которые давали зрителям совсем иные жизненные ориентиры в сумасшедшей постсоветской  действительности. Как ни старались некоторые «деятели», но запятнать образ полюбившихся зрителям гардемаринов не удалось.

Уже в новом веке и тысячелетии после присоединения Крыма в 2014 году и расколовшей российское общество дискуссии «Чей Крым?» Светлана Дружинина решает вернуться к истории трех друзей -гардемаринов во время битвы за Крым между русской армией под руководством Суворова и турецкой в 1787 году. Ее увлекла забытая история подвига Джулиана Ламборди, русского командира итальянского происхождения  шхуны «Десна». Изобретательный потомок мальтийских пиратов сделал вид, что превратил шхуну в «бандер», то есть горящий корабль, который направил на турецкую эскадру. Турки в страхе бежали. Суворов высоко оценил действия командира шхуны. Даже по этому краткому описанию видно, какие сложные в техническом отношении предстояли съемки! Можно только восхищаться той силой и энергией, которую вкладывает Московское хореографическое училище в своих выпускников и выпускниц! Благодаря полученной закалке восьмидесятипятилетняя Дружинина часами могла командовать боем на суше и на море: пушки стреляли, кавалерия неслась в атаку, корабли совершали сложные маневры, с лодок высаживался десант, то русский, то турецкий. Виват, Московскому хореографическому училищу за такую выпускницу! Празднуя 85-летие в кругу друзей в декабре 2021 года и отвечая на вопрос о съемках финала «Гардемаринов», Дружинина обронила: «С каждым днем фильм становится все более и более актуальным». Она оказалась полностью права — через пару месяцев на Кинбурнской косе начались боевые действия в ходе СВО!

 

Светлана Дружинина умеет точно выбирать и открывать исполнителей ролей своих героев.  Александра  Суворова сыграл не профессиональный актер, но скульптор с мировым именем Владимир  Суровцев и сыграл с блеском! Все, и зрители и профессионалы, отметили его работу в фильме. Это лучший образ фильма!

Кинсбурнская баталия в биографии Суворова малоизвестна, вспоминаются штурм Измаила, переход через Альпы, но она стала первой русской победой в русско-турецкой войне 1787-1792 годов, предопределив кампанию 1787 года — турки больше наступательных действий не предпринимали.

Ход сражения ( по википедии)

«Турецкий флот в составе трёх линейных кораблей, 4 фрегатов, 4 бомбардирских кораблей (плавучих батарей), 14 канонерских лодок в течение сентября 1787 года обстреливал Кинбурн и выявлял огневые точки русских войск. 1 (12) октября 1787 в 9 часов утра турецкий десант под командованием янычарского аги Сербен-Гешти-Эюб-аги начал высаживаться на берег. Сразу после высадки Хасан-паша приказал отвести корабли, чтобы его войска не надеялись на эвакуацию, турецкий флот стал поддерживать нападающих огнём.

Во время высадки турок А. В. Суворов находился в церкви по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Обратившимся к нему с сообщением о начале высадки турок и строительства ими укреплений офицерам, он приказал не открывать ответный огонь и ждать пока высадятся все турецкие войска. Сам в это время продолжал слушать литургию. Спокойствие Суворова придало уверенности в себе русским воинам.

К часу дня, выкопав 15 траншей (см. схему), турецкие войска подошли на близкое расстояние к крепости. В это время в Кинбурне было 1 500 человек пехоты, а ещё 2 500 пехоты и лёгкой конницы стояло в качестве резерва в 30 вёрстах сзади от крепости. Когда турки подошли к крепости на расстояние 200 шагов, последовал залп из всех орудий, и началась контратака.

Отряд полковника Иловайского, обойдя крепость слева по берегу Чёрного моря, и Орловский пехотный полк под началом генерал-майора Река, справа, ударили с флангов, а затем батальон Козловского полка во главе с Суворовым ударил во фронт. Значительные силы турок и большие потери среди Орловского полка вынудили русских отойти, при этом сам Суворов был ранен картечью в бок и едва не был убит янычарами, его спас гренадер Степан Новиков.

Неприятельское корабельное войско, какого я лучше у них не видел, преследовало наших; я бился в передних рядах Шлиссельбургского полку; гренадер Степан Новиков, на которого уж сабля взнесена была в близости моей, обратился на своего противника, умертвил его штыком, другого, за ним следующего, застрелил… Они побежали назад

— Суворов А. В. о сражении при Кинбурне. Картина Кеппена К.И.

В результате второй атаки, в которой участвовали свежие резервы, турецкие войска удалось вытеснить с косы и они, неся значительные потери, стали эвакуироваться на корабли. Суворов в этой атаке был ранен в руку. Первым заметил ранение Суворова есаул Кутейников, который перевязал его своим галстуком. К 10 часам вечера бой закончился полной победой российских войск».

Картина прославляет не только «викторию » великого полководца под Кинсбурном, которая не позволила туркам отнять Крым у России. Речь идет о таких вечных ценностях как дружба, верность, честь, любовь, продолжение рода, семья. В вывихнутые «радужные» времена «толерантности» это очень важно и созвучно душам и сердцам зрителей, горячо поддержавших картину, несмотря на предупреждения скептиков.

Преемственность: на экране появляются дети героев Александр Корсак и Александра Ягужинская, дочь Анастасии и Александра Белова. Названа в честь отца. Теперь друзья Алексей Корсак и  Александр Белов породнились и будут иметь общих внуков! Продолжится  их род! Мысль очень важная фильма — продолжение рода! И возложена она на женщину!

Извечная борьба добра и зла. Верность, честь, любовь, дружба побеждают подлость, коварство, злобу. Хочется подчеркнуть как показано благородство русской женщины. Дуэль престарелого , но не прекратившего интриг  де Брильи ( Михаил Боярский) и Алексея Корсака ( Дмитрий Харатьян) заканчивается победой последнего. Давний враг гардемаринов ждет смерти, но вмешивается Александра Ягужинская — Корсак: «Не убивайте его. Мы все вместе, а он — одинокий старик». Брильи потрясен: «Я всегда говорил, что главное богатство России — женщины». И вместо вражды предлагает дружбу, предупредив о готовящейся войне за Крым и добавляет : «Я буду молиться за вас». Враг стал другом благодаря мудрости и благородству русской женщины! Герои благополучно прибывают в Крым, где начинается знаменитая битва. Суворов дает задание отцу и сыну Кормакам вместе с Оленевым взорвать турецкий  склад с оружием, что послужит сигналом для атаки конницы казаков из Мариуполя под водительством Горина (Александр Домогаров). Светлана Дружинина блестяще показала атаку своих предков — казаков ( ее мать из казацкого рода).

Фильм показывает как непросто бывает на войне, когда сталкиваются амбиции и честолюбие и думы некоторых не о Родине, но о собственной славе. Соперничество адмирала Мордвинова с Суворовым приводит к неимоверным бедам. Адмирал мстит Суворову, а страдает русская армия. Самодур  заставляет Александра Корсака -сына кричать» ку-ка-ре-ку» и «махать крыльями» как ответ на просьбу Суворова  о  помощи. Но «викторию» одерживает не интриган Мордвинов, но «поющий на клиросе святоша Суворов», чьим девизом всегда было «Мы — русские! С нами Бог». Фильм завершается подлинной реляцией Суворова князю Потемкину о полной победе — «турков загнали в море охладиться». И возгласами «Виват, Суворов! Виват , Екатерина!» «Виват» тем, кто привел Крым и Причерноморье в Россию. Наглядный исторический урок в художественной форме. «Виват» режиссеру Светлане Дружининой, которая  в упорной  борьбе, но сняла фильм об этом!

Прекрасно, что на главном канале страны показали накануне Рождества фильм о русской победе! Долгие годы на такие фильмы налагалось негласное табу — за победы русским предлагалось каяться и извиняться, а в некоторых фильмах победа превращалась в поражение как в «Девятой роте» Федора Бондарчука — участники тех событий в Афганистане до сих пор возмущаются требуют фильм переснять ради памяти погибших товарищей.

Светлана Дружинина новым фильмом о гардемаринах попала в какое-то нервное сплетение сторонников «пораженческой линии» в российском военном кино. После кинопремьеры осенью 2023 года началась оголтелая и продуманная кампания по дискредитации фильма. Не хочется делать пиар критиканам, которые не стесняются заявлять : «Ну что можно ожидать от фильма режиссера, которому 86 лет!

Сразу после показа двух частей фильма началась передача Андрея Малахова «Гардемарины.2024», в которой участники франшизы раскрылись с неожиданной стороны.  Например, Анастасия Макеева, представшая в фильме «роковой дамой»,  этакой «миледи», иностранной соблазнительницей и интриганкой, выбрала песню  «Какая ж песня без баяна…какая  Марья без Ивана….какая  Волга без Руси?» ( музыка и слова Олега Анофриева). Михаил Боярский не смог присутствовать, но прислал стихи, которые были положены на мелодию песни»Не вешать нос, гардемарины» и исполнены хором участников:

Светлана нас по воле рока в гардемарины позвала

Мы постарели раньше срока, а молодеет лишь она!

Поднимем тост , гардемарины, за этот славный юбилей

Дружинина и Мукасей, Дружинина и Мукасей

Она и он всегда едины

Увидят внуки эту ленту

И пусть для них воскреснут вновь

И божество, и вдохновенье,

И смех и слезы и любовь!

Поднимем тост, гардемарины, за этот славный юбилей

Дружини на Мукасей, Дружинина и Мукасей

Все вместе мы непобедимы!

Светлана Сергеевна 16 декабря 2023 года отпраздновала 88 летие, а счастливый союз с Анатолием Мукасеем длится 64 года! Российская культура продемонстрировала миру несколько таких долгих творческих союзов Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, а также Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей. Такие плодотворные  семейные творческие  союзы — уникальное явление в русской культуре. Виват, Дружинина и Мукасей! Долгие лета и творческих удач!

 

 

 

 

 

Обсуждение статьи

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья