Вверх
Комментарии

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА И СЕМЬЯ ГЕРЦОГА АЛЬБА: ИСТОКИ КОМЕДИИ «СОБАКА НА СЕНЕ». ЧАСТЬ IV

Елена
04.10.2024

В лучах ослепительного солнца мы продолжаем читать и анализировать написанную в 1626 году пьесу « Без тайны нет любви». Мы возвращаемся в Неаполь! В 17 веке Неаполь — второй по населению город в Европе после Парижа, главная база испанского флота в Средиземноморье, художественный центр, в котором творили такие известные художники как Караваджо, Сальватор Роза и другие. Тут родились знаменитые сказки Базиле. Об этом  можно почитать Диалог неаполитанской и парижской Золушек«.

 

Посмотрим на действующих лиц комедии «Без тайны нет любви»

Король Неаполя ( без имени)

Принц Роберто, наследник престола

Инфанта Кавелла

Фениса – придворная дама

Арагонский граф Манрико, скрывающийсяв Неаполе под именем Лисардо.

Лисардо хорошоьрифмуется с Белардо из «Аркадии», алтер-его Лопе де Вега.

События пьесы не имеют отношения к реальной истории Неаполитанского королевства. Ясно только, что действие происходит в еще независимом королевстве, пока не ставшем частью обширно испанской империи.

Неаполь

Вышеупомянутая герцогиня Амальфи и ее братья являлись внуками неаполитанского короля Ферранте, детьми его незаконнорожденного сына.

В те времена, строгие понятия чести и целомудрия применялись исключительно к дамам-аристократкам. Знатные мужчины сплошь и рядом имели внебрачных детей: короли, римские папы, великие инквизиторы. Филипп II  имел  Великих инквизиторов из рода Манрике  отца и его внебрачного сына : отца в начале царствования, сына —  в конце. Внебрачный сын Великого инквизитора, идя по стопам отца , сделал блестящую карьеру! Это был не единственный случай. «Железный герцог» Альба, которым в восставших Нидерландах пугали детей, сам был очень  заботливым отцом. В 16 лет некая прекрасная  мельничиха, дочка мельника из местечка Ла-Альду, родила ему первенца, и прославленный полководец сделал все возможное и невозможное для блестящей карьеры своей кровиночки Фернана де Толедо ( 1527-1591), который побывал и вице-королем Каталонии (1571-1580), вспомнимним приключения Дианы, которая в мужском обличье стала вице-королем именно этой провинции, и членом Государственного Совета, где тот восседал вместе с первыми грандами королевства и те не смели возразить!. Незаконное происхождение двух вышеназванных испанцев никого не смущало, ни короля, ни церковь, ни инквизицию, ни общество. Да что там говорить, если основателем династии Трастамара в Кастилии, Арагоне и Неаполе стал граф Энрике Трастамара, незаконнорожденный сын короля Альфонса XI Справедливого и его многолетней любовницы Леоноры де Гусман. Собственноручно убив сводного своего брата, законного кастильского короля Педро Жестокого, большого друга дона Жуана де Тенорио ( историю пишут победители, поэтому «жестокость» надо еще проверить), как Каин убил Авеля, стал королем Кастилии под именем Энрике I и основателем династии Трастамара. Его потомок король Арагона Альфонсо V Великодушный ( 1396, Медина-дель-Кампо- 1458, Неаполь) оставил престол в завоеванном им Неаполе своему внебрачному сыну от Жиралдоны Карпино Фердинанду I ( 1423-1494), а престол Арагона — брату Хуану II Безверному, отцу Фердинанда Католика. Законных детей у этого мецената и покровителя искусств не было.

Альфонсо V Великодушный

Вот что сообщает википедия о неаполитанском короле: «Фердинанд I стал королём Неаполя по завещанию своего отца. Передача короны побочному сыну по завещанию противоречила общепринятым нормам права и была негативно воспринята многими представителями знати. Кроме того, Фердинанд ещё до своего воцарения зарекомендовал себя как жестокий, коварный и распутный человек. При этом жестокость неаполитанского монарха по некоторым свидетельствам граничила с патологией. Согласно «Истории моего времени» Джовио, королю доставлял особое удовольствие вид поверженного врага — удовольствие столь острое, что его хотелось продлить. Трупы политических и иных противников Фердинанда, казнённых, замученных или умерших в темнице, набальзамированные придворными медиками, доставлялись во дворец и, одетые в их собственную одежду, хранились в одной из дворцовых зал. У короля скопилась целая коллекция таких мумий, и ничто не радовало его сильнее, чем их созерцание». О том, что король Ферранте внушал ужас всем свои современникам, прочитала впервые в книге «Эстетика Возрождения» А. Лосева еще в юности. Потом к этим красочным деталям добавились со временем и другие.

Фердинанд ( Ферранте) I

Среди   множества  внебрачных детей любвеобильного Фердинанда был и отец герцогини Амальфи, драма которой разразилась уже когда Неаполь был захвачен в 1503 году королем Арагона Фердинандом Католиком. Родственные связи герцогини прекрасно рассмотрены в статье «Спесивые бастарды Неаполя. Драма герцогини Амальфи» на канале  Нижегородский мечтатель . Автор справедливо утверждает, что так спесиво как в Неаполе бастарды нигде при королевских дворах Европы того времени себя не вели. В лучшем случае, например, во Франции, им бы была уготована роль аббатов. Чем они кичились? Конечно, их новый зять не внук короля и не любимый племянник Папы. Двигала ими скорее не оскорбленная честь, но корысть — герцогиня была регентом герцогства Амальфи при малолетнем сыне и завладеть финансами герцогства была их первоочередная задача.

Убийство герцогини Амальфи, ее детей  и ее мужа — мажордома   крайне негативно  характеризует неаполитанскую знать начала 16 века. Поступили не по-людски. Не смогли остаться людьми. Действовали как звери. Такая бесчестная  элита предопределила бесславный конец независимого Неаполитанского королевства, завоеванного Арагоном и ставшего впоследствии частью обширной испанской империи.

К сожалению, не удалось прочитать драму Лопе на этот сюжет, только статьи зарубежных филологов, посвященные сравнению пьес Лопе и Вебстера об этих трагических событиях.

Первым испанским вице-королем, то есть заместителем, наместником испанского короля в Неаполе в 1532 году, стал  дон Педро Альварес -де-Толедо, маркиз Вильяфранка, младший сын первого герцога Альба, то есть   родственник доньи Антонии Альварес — де -Толедо!

Щедрин С.Ф. Набережная Санта-Лючия в Неаполе

В момент написания обсуждаемой  пьесы ее брат герцог Альба уже несколько лет служил вице-королем Неаполя : с 1622 по 1629 годы. Этот факт тоже нужно учитывать, читая пьесу. В ее сюжете мы найдем и отголоски майской  трагедии в Альба-де-Тормес. Тайна, без которой нет любви.

Поговорим о сюжете. Дочь неаполитанского короля инфанта Клавелла готовится стать женой наследника престола Арагона. В честь ее приезда наследным  принцем Альфонсо устраиваются многочисленные празднества:

Ради праздничной забавы мы садились на коней

Тем, кто черные наряды

Носит, этот цвет предвещает скорбь и траур

И столкнулся дон Альфонсо

С дон Хуаном де ла Серда

И когда столкнулись кони, замертво упали оба.

Намек на трагическую гибель дона Диего на корриде 13 мая 1593 года еще нагляднее проявляется в рассказе слуги графа Манрико по имени Тельо:

Разве не чудесный вид –

Рыцарь с обнаженной шпагой,

Полный боевой отваги,

По арене пролетит

И в свирепого быка

Сталь вонзит в сражение диком

Зрители же дружным криком

Прославляют смельчака

Нанесет потом со славой

Он удар своим копьем –

Недруг не уйдет живьем

Бой окончится кровавый.

Гойя. Коррида.

Это дословное описание того как с копьем и шпагой на гнедом коне Жасмин дон Диего выехал на арену и….Зачем и для кого Лопе бередит старые раны? Связывает происходящее в Неаполе с событиями в Альба-де-Тормес? И там и тут брат охраняет честь сестры, влюбленной в человека, ниже ее по рангу.

Клод Верне . Вид Неаполя с Везувием

Клавелла после гибели жениха отправляется обратно в Неаполь, успев дать знак дону Манрике:

Мне Клевелла ухитрилась

Нежные слова шепнуть:

«Дама ждет, чтоб вы в Неаполь

Тайно прибыли. Та дама

Вас по положенью выше.

Приезжайте через месяц!

Взгляд ее дал мне надежду

Речи чувства ободряли

Месяца и не прошло

Как пришел к ней ночью в маске

Уповаю: повернется

Колесо моей судьбы

Полон я живой надежды

Щедрин С.Ф. «Лунная ночь в Неаполе»

И опять та же «надежда», о которой говорил и Сельо в «Приключениях Дианы». Как писал Стендаль в трактате «О любви» : «Надежда уже умерла, но любовь родилась!» Вот такая гениев семнадцатого и девятнадцатого веков!

Не буду описывать все перипетии любовного даже не треугольника, но четырехугольника, в котором задействованы Клавелла и Манрико, Фениса и Роберто. Все любят и все ревнуют. Как поют певцы, выражая точку зрения автора:

О любви молчим всегда мы

И к тому приходит горе

Кто откроет в разговоре

Милости любимой дамы

Но любовник осторожный

Тайны все хранит свои

Тайна – главное в любви.

Разглашение невозможно.

 

Роберто влюблен в Фенису, которая понимает: принц не волен на ней жениться, а вот граф Манрике может вполне сделать ее своей женой. И признается в своих надеждах Клавелле, вызывая ревность и отчаяние:

Хоть меня и любит принц

Честь мою не сохранит он

Дон Манрике равен званием

Мне и мог бы стать мне мужем

Вот кого я полюбила

И хочу в нем видеть мужа

Роберто пытается узнать имя своего соперника, из-за которого Фениса с ним холодна. И делится своими планами с Манрико, ставшего его другом. Тот обещает узнать, кто тот счастливец в обмен на обещание отдать ему руку любой дамы , кроме Фенисы, разумеется.  Принц соглашается и Манрике провозглашает «Клавелла»!

Лопе внезапно обрывает пьесу следующими словами дона Манрике:

У людей с высоким званьем

Нет без тайны и любви, —

Этим мы закончим пьесу.

Щедрин С.Ф. Вид Неаполя от королевского сада.

 

Занавес закрывается, а у зрителя вопрос: «Ну и как поступил принц Роберто? Сдержал слово? Отдал в жены графу Манрике сестру – принцессу?» Лопе оставил нам очередную загадку, истоки которой в событиях в поместье Альба-де – Тормес с 1590 по 1595 годы. Слишком много намеков, даже в перечислении в пьесе прекрасных испанских дам присутствует Анна де Альбион! Очень прозрачная анаграмма: Антония из рода Альба:

И следовал повсюду трепет страстный

За донной Анной де Альбион

Чьей красотой неизреченно ясной

Гул ревности самим ветвям внушен.

Питлоо. Замок Яйца. Вид с пляжа.

Пока остановимся на этом…

Продолжение следует

 

 

 

 

 

Обсуждение статьи

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Cледующая статья